Сегодня компания по производству электрокаров Tesla кажется всеобщей любимицей. Ее акции, даже на фоне повсеместного падения цен в технологическом секторе, выросли в этом году почти на 40%. Она объявила о планах строительства завода стоимостью 5 миллиардов долларов по производству аккумуляторов, за размещение которого на своей территории соперничают несколько юго-западных штатов. Теперь она еще начинает продавать автомобили в Китае. Но есть место, где Tesla не любят – в Нью-Джерси. В прошлом месяце руководство штата предписало компании закрыть все свои выставочные залы. Таким образом, Нью-Джерси присоединился к штатам вроде Техаса и Аризоны, где покупать Tesla фактически незаконно. Довольно скоро вы сможете купить ModelS в Пекине, но не в Парамусе. Почему Tesla объявили бойкот? Они продавали машины. Они построили выставочные залы, где покупатель мог оценить машину, устроить текст-драйв и купить машину. Проблема была в том, что Tesla продавали машины напрямую людям, а не через независимых дилеров. В большинстве видов производства это вряд ли стало бы революционной идеей. Dell построили свой бизнес, продавая напрямую покупателям, да и самое успешное явление в области продаж последнего десятилетия — AppleStore – принадлежит самим производителям продукции. Но в автомобильной индустрии всё по-другому. В ранние годы компании перепробовали все способы продавать машины: вы могли купить их прямо на заводе или в местном универмаге, или даже в каталоге Sears. Но в 90ые-начале 2000ых главные игроки индустрии заложили систему местных, принадлежащих независимым владельцам автомобильных дилерских центров. Сегодня почти каждая новая машина в США продается таким образом. В 48 штатах прямые продажи самими автопроизводителями ограничены или законодательно запрещены, и производителям препятствуют в открытии дилерских центров, которые могли бы составить конкуренцию уже существующим. Если бы Ford захотели открыть свой магазин на бульваре Санта-Моника, они бы не смогли. Так как Tesla начинает с нуля и не имеет существующих дилеров, то теоретически не посягает на чью-либо территорию. Но автодилеры по всей стране все равно лоббируют правительства штатов заставить компанию изменить свои методы. Дилерам нравится существующая система, они не хотят, чтобы другие автопроизводители вносили новые идеи. Фиона Скотт Мортон, профессор экономики в Йельском университете, которая много писала об автодилерах, говорила мне: «Не существует рациональных аргументов, почему новая компания должна прибегать к услугам дилеров. Дело просто в том, что дилеры стараются защитить свои доходы.» Естественно, никто из участников не выставляет это в таком свете.70726 Законодатели штата утверждают, что статус-кво на пользу потребителям: существующий устав Флориды гласит, что «потребителям должна быть обеспечена защита прав и справедливая торговля». Нам говорят, что только независимые дилеры могут обеспечить сервис и гарантии. Но взгляните на AppleStore: принадлежит производителю, но все же знаменит обслуживанием клиентов и технической поддержкой, которая обеспечивается GeniusBar. И хотя иногда приводится аргумент, что использование независимых дилеров снижает цены, довольно сложно понять, каким образом принуждение Tesla продавать свои автомобили через посредников сделает их дешевле. Действительно, ряд исследований в 80ых годах обнаружили, что разнообразные правила, защищающие дилеров, на самом деле ведут к повышению цен – на 6% выше согласно оценке Федеральной торговой комиссии. А в 2001 году Федерация потребителей Америки подсчитала, что ограничительные законы франшизы могут стоить потребителям ни много ни мало 20 миллиардов $ в год. В любом случае, никто не ожидает, что дилеры исчезнут. Вопрос в том, будут ли автопроизводителей законно бойкотировать за попытки продавать свои автомобили новыми способами. И речь не только об автодилерах. Государственное регулирование замусорено положениями, направленными на защиту уже существующих предприятий. В большинстве штатов розничные торговцы и рестораны обязаны покупать алкоголь у оптовиков, а не непосредственно у производителей. Кроме этого — постоянно растущие дебри профессиональных правил лицензирования. Для некоторых профессий требования лицензирования имеют смысл. Но, по данным исследования 2008 года, почти 30% профессий сейчас требуют лицензирования в том или ином штате, включая многие – вроде аукциониста, мойщика головы или постановщика домашних развлекательных программ, – для которых лицензирование вовсе не обязательно. Правительства штатов уже давно приглядывают за местным бизнесом. В 19 веке они заставляли путешествующих торговцев уплачивать грабительские сборы. И их не особо заботит, что этот протекционизм осуществляется за счет потребителей. Кроме того, как сказал Скотт Мортон, «дилеры нанимают много работников и обеспечивают высокий доход от налога с продаж, так что они имеют большое влияние на законодателей штатов.» Автопроизводители, напротив, обычно расположены за пределами штата, а потребители слишком аморфны как группа, чтобы всерьёз ожидать от них политического давления. И, как лихо отметил политолог Манкур Олсон, «когда выгоды от регулирования значительны, и затраты не видны невооруженным глазом, партия, которая получает доходы, почти наверняка победит». Конечно, вы можете спросить, кого вообще заботит тот факт, что какой-то производитель седанов класса люкс вынужден продавать свои автомобили через дилеров? Но что если запрет в Нью-Джерси станет началом тенденции в бизнесе по использованию политической силы, чтобы разделить экономику между «своими» и «чужими»? Это тормозит инновации, повышает цены и усложняет жизнь людям, которые пытаются начать новый бизнес или просто даже найти новую работу. Действительно ли имеет смысл принуждать кого-то – как это делали в Юте до 2012 года – проходить через 2000 часов обучения косметологии, чтобы затем работать заплетателем волос? Такие законы делают нелегитимной идею регулирования, заставляя его выглядеть просто способом для правительств защищать особые интересы. Как показал финансовый кризис, существует множество областей, где действительно необходимо государственное регулирование. Но, возможно, покупатели автомобилей могут и сами о себе позаботиться.

Перевод статьи James Surowiecki для журнала Newyorker

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: