Первый запуск Falcon Heavy планировался последние несколько лет. Внешне, наиболее активно подготовка шла в течение прошлого, 2017 года. Были выполнены отдельные прожиги боковых и центрального блока, модернизирована стартовая площадка LC-39A.

В ходе первого запуска любая ракета обычно летит либо без полезной нагрузки, либо с массогабаритным имитатором. Но когда речь идёт о SpaceX и Илоне Маске, стандартные схемы не работают. На Falcon Heavy в космос отправится личный автомобиль Илона Tesla Roadster, который будет играть песню Space Oddity Дэвида Боуи. И не просто на низкую околоземную орбиту, а на отлётную траекторию в сторону Марса. Если всё получится, электрокар Илона будет «ещё миллионы лет вращаться вокруг Солнца» вблизи орбит Земли и Марса.

Перед первым запуском Falcon Heavy необходимо было проверить готовность ракеты и космодрома. Сверхтяжёлая ракета-носитель Falcon Heavy – это новая ракета SpaceX, которая в три раза мощнее обычной Falcon 9 и в 2 раза грузоподъёмней. Основа ракеты – три первые ступени обычной Falcon 9, в момент отрыва от Земли одновременно работают 27 двигателей Merlin 1D. Ракете предстояло пережить три ключевых последовательных события, каждое из которых выполнялось впервые:
– сухая выкатка на стартовую площадку;
– пробная заливка топливом (WDR);
– статическое огневое испытание (прожиг).

Сам первый полёт, по сути, является динамическим огневым испытанием двигателей и лётным испытанием ракеты. Он окончательно подтвердит готовность Falcon Heavy к коммерческим миссиям.

28 декабря Falcon Heavy впервые, верхом на транспортно-установочном агрегате StrongBack, поднялась на стартовый стол площадки LC-39A. Её успешно вертикализовали. Затем привели в горизонтальное положение и увезли обратно в сборочный ангар. С наступлением января её ещё несколько раз вывозили, поднимали и опускали. Общественность могла ориентироваться лишь на слухи.

Статическое огневое испытание ракеты впервые планировалось провести 10 января. В итоге, 10 января не удалось сделать ничего – не WDR, не, тем более, прожиг. Далее прожиг откладывался ещё несколько раз.

11 января была выполнена WDR ракеты – заправка Falcon Heavy компонентами топлива (жидким кислородом и ракетным керосином), что ещё на шаг приблизило SpaceX к заветным огневым испытаниям. Событие называется Wet Dress Rehersal (WDR), что можно пересказать как «репетиция заливки топливом». WDR — приёмо-сдаточное испытание, которое подтверждает готовность ракеты в условиях космодрома к прожигу и дальнейшему полёту. SpaceX проводит WDR для всех без исключения ракет Falcon 9.

Прожиг съехал сначала на 15 января, затем на 16, 19 и 20 января. Практически всё это время ракета стояла на стартовом столе площадки LC-39A. В ходе каждой из попыток прожига проводилась WDR, по готовности мог быть выполнен прожиг. Насколько можно судить, с WDR возникли проблемы, самой вероятной из которых является сложность достижения необходимых параметров заправляемых компонентов топлива и газов одновременно в четырёх (!) блоках ракеты. Falcon Heavy также, как и Falcon 9, использует переохлаждённый кислород и керосин, а для наддува баков применяется гелий, баллоны с которым хранятся в кислородных баках ракеты. Очевидно, что заправить Falcon Heavy, как минимум, в два раза сложнее, чем Falcon 9.

Как гром среди ясного неба, 20 января стало известно о временном прекращении функционирования правительства США из-за неутверждённого бюджетного плана. Это означало полную остановку космодромной активности SpaceX, включая запуски, прожиги и вообще какие-либо испытания. Космодромы SpaceX во Флориде обслуживает 45-е Космическое крыло ВВС США, которое приостановило тогда свою работу.

Космическое крыло расположено на Авиационной базе ВВС Патрика во Флориде, оказывает поддержку, в том числе, и НАСА, в ведении которой находится Космодром имени Кеннеди со стартовой площадкой LC-39A. Однако, уже во вторник, 23 января, чиновникам удалось договориться. Возможный прожиг был назначен на 24 января, начиная с 20:00 МСК…

24 января, ~20:30 МСК, наконец, были проведены статические огневые испытания (прожиг) Falcon Heavy длительностью 12 секунд! Судя по кадрам видеозаписей, двигатели работали на полную тягу только 6…7 секунд, а реальное время прожига стоит отсчитывать от получения команды «Запуск» компьютерами двигателей и инициации циклограммы запуска (за 3…4 секунды до поступления первой «волны» из газохода LC-39A). После анализа бортовой информации с ракеты и подтверждения полной успешности испытаний начнётся подготовка к запуску, который, вероятно, произойдёт не ранее второй недели февраля. Илон Маск в твиттере нацелен на запуск до 3..4 февраля. Вполне очевидно, что это «оптимистичная дата».

Таким образом, Falcon Heavy провела на стартовой площадке уже почти месяц (не считая периодические возвращения в сборочный ангар). За это время, с 28 декабря по 10 января (~11 дней), ракета примерялась стартовому оборудованию, с 11 января по 24 января происходили её пробные заправки (как минимум, 6 раз), одна из которых закончилась прожигом ракеты. Следующие две недели ракета, скорее всего проведёт в сборочном ангаре в ожидании даты запуска. Следите за нашими обновлениями.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: