Успех SpaceX ставит под угрозу способность правительства США осуществлять самостоятельные запуски? С таким вопросом выступила компания United Launch Alliance, главный конкурент SpaceX, который запрашивает разрешение на закупку у России дополнительной партии ракетных двигателей. Тони Бруно, недавно возглавивший ULA (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin), и Гвенн Шотуэлл, руководитель SpaceX, поочередно наносили друг другу завуалированные оскорбления в показаниях перед официальными органами, сейчас занятыми пересмотром законодательства, регулирующего доступ американских военных в космос. Раньше ULA была монополистом: все военные спутники запускала она, поскольку располагала полным набором ракет, от легких до тяжелых, и безупречной репутацией. Но SpaceX активно прокладывает дорогу в отрасль. Компания выиграла судебный иск против Министерства обороны США и обеспечила себе возможность свободной конкуренции. Как ожидается, к июню 2015 года компания будет полностью сертифицирована для участия в торгах. Тяжелая ракета-носитель, которую разрабатывает SpaceX, будет готова начать обслуживать нужды ВВС не ранее 2021-2022 года. Причина, по которой в этом заинтересован конгресс США, проста: деньги. Запуск стандартной ракеты SpaceX (Falcon 9) обходится в 80-90 млн долларов. Стоимость запуска ракеты-носителя ULA куда выше: по оценке Счетной палаты США, основанной на анализе контрактов ВВС, она составляет более 400 млн долларов. По словам Тони Бруно, на самом деле запуск стоит 164-350 млн долларов. Не вполне ясно, как эти цифры соотносятся с расходами, которые налогоплательщики покрывают сейчас. Отвечая на вопрос, почему ракеты SpaceX настолько дешевле, Гвенн Шотуэлл пожала плечами и пояснила: «Я не знаю, зачем делать ракету за 400 млн долларов. Не понимаю, как они могут быть такими дорогими». Именно ради того, чтобы сделать эту сумму ближе к реальности, Тони Бруно и возглавил компанию в августе 2014 года. Он пообещал сократить расходы и обеспечить уникальный пользовательский опыт, дословно, «как если бы вы зашли на сайт и создали собственную ракету». Однако здесь возникает большая проблема: самые экономически эффективные ракеты зависят от двигателей, которые закупаются у российских государственных аэрокосмических компаний, а это возможность сейчас ограничена санкциями. В 2014 году Майкл Гэсс, бывший в то время генеральным директором ULA, утверждал, что на складах компании достаточно ракетных двигателей российского производства, чтобы гарантировать запуски на протяжении еще двух лет, что компания вложила «сотни миллионов долларов» в копирование этих двигателей и имеет параллельный проект в сотрудничестве с NASA — ракету Delta IV, которая не нуждается в импортных двигателях. Очевидно, это не совсем так. Тони Бруно говорит, что компания намерена отказаться от проекта Delta IV из-за невозможности ценовой конкуренции с SpaceX, а запас ракетных комплексов «Атлас» с российскими двигателями ограничен. Он заявил законодателям, что, если ULA не сможет использовать ракетные двигатели российского производства и откажется от дорогостоящих американских ракет, за каждый запуск тяжелой ракеты им придется взимать 1 млрд долларов. Хороший ход, ULA. Белый Дом хочет располагать двумя конкурирующими по цене типами ракет, легкими и тяжелыми, чтобы всегда иметь возможность вывести груз на орбиту. Однако Пентагон опасается, что SpaceX займет весь рынок легких ракет до того, как создаст тяжелую, и это заставит ULA с ее тяжелой ракетой выйти из бизнеса, на какое-то время оставив ВВС вообще без современных тяжелых ракет. Похожая ситуация в 90-х обернулась для США серией неудачных запусков и потерей трех спутников, которые обошлись бюджету в 5 млрд долларов. Поэтому ULA хочет использовать российские ракетные двигатели — в порядке исключения. Конечно, SpaceX считает опасения ULA преувеличенными и верит, что конкурент пытается выманить у государства субсидии, которые не смог бы получить в честной борьбе: на самом деле ULA может и не отказываться от проекта Delta IV. Она также могла бы расширить свою коммерческую деятельность, чтобы найти средства на поддержку тяжелых ракет-носителей. А когда речь заходит о российских двигателях, Шотуэлл спрашивает: «Чем можно оправдать увеличение закупок, которое пойдет на финансирование российской армии?» Законодателям придется сделать нелегкий выбор, особенно учитывая очередную задержку запуска Falcon 9, назначенного на эту неделю. Это как в известном выражении, которое гласит, что из трех вариантов — дешево, быстро и хорошо — можно выбрать только два. В конгрессе США идея сотрудничества с Россией крайне непопулярна, но у руководства ULA и ее дочерних компаний отличные связи в Вашингтоне. История показывает, что законодатели, скорее всего, выберут вариант «быстро и хорошо». По словам влиятельного республиканца Майка Роджерса: «Очень хочется сократить расходы; это в интересах народа, так что поторопитесь и сделайте уже так, чтобы ваш Falcon 9 работал и прошел сертификацию!»

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: