Первое, что бросается в глаза, когда заходишь на завод Tesla, — все производство осуществляется роботами. Высокие ярко-красные роботы, похожие на трансформеров, кропотливо трудятся над каждой Model S, в то время как автомобиль проходит все стадии на заводе во Фремонте — восточной части Силиконовой долины, штат Калифорния. Над каждой Model S одновременно могут работать до восьми роботов, каждый из которых способен выполнять до пяти действий, таких как сварка, скрепление, захват и перемещение, изгиб металла, а также монтаж уже готовых узлов и компонентов. Генри Форд и другие отцы-основатели автомобилестроения сочли бы этот завод неэффективным: каждый робот может сделать одно действие лишь до того момента, пока машина не направилась к очередному Трансформеру. Если быть точным, то это критика на три миллиарда долларов. В начале августа рыночная стоимость компании снизилась после того, как Tesla объявила о понижении прогноза годовых продаж на 10% до 50.000 автомобилей. Причиной снижения были названы задержки в подготовке роботов для производства Model S и нового кроссовера — SUV Model X . «Model X — сложный в построении автомобиль. Возможно, самый трудоемкий в сборке автомобиль в мире. Я не знаю, что может быть труднее», — заявил Илон Маск, основатель Tesla, миллиардер и дальновидный руководитель, который занимает те же должности в Space X. Однако ни опоздания, ни потери денег (полтора миллиарда долларов за последние 12 месяцев) не беспокоят Маска. Он просто хочет сконцентрироваться на постройке лучшего в мире автомобиля, и Model S по праву может носить это звание. Потребляющая только электричество Model S предлагает до недели вождения на одном электрическом «баке», который можно пополнить бесплатно в сети зарядных станций, работающих от солнечной энергии и расположенных по всей стране. Она разгоняется от 0 до 60 миль (скорость 60 миль в час примерно равна 97 километрам в час — #ОН) менее чем за три секунды в режиме «ludicrous». Это самый быстрый четырехдверный серийный автомобиль в мире, при этом он же самый безопасный в своем классе. Вы можете заказать эту машину в интернете и забрать ее у порога вашего дома, обновлять программное обеспечение по беспроводному соединению и получать важные уведомления до того, как что-то выйдет из строя. К тому же, Model S — красивая. Дверная ручка открывается сама, когда вам это необходимо, затем она скрывается в корпусе для лучшей аэродинамики. Если вы не верите нам, то вот более весомый критерий: согласно исследованиям потребительских предпочтений, Model S был признан лучшим автомобилем на рынке за последние два года.

Самые инновационные компании 2015 года

Именно по этим причинам Tesla Motors заняла первое место в списке самых инновационных компаний, составленном Forbes. Это случилось в первый год, по которому было доступно необходимое число финансовых показателей. Слово «разрушитель» применимо к Tesla с момента ее создания. В течение последних нескольких лет мы (здесь и далее имеются в виду авторы статьи — Jeff Dyer и Hal Gregersen — #ОН) изучали феномен инноваций через разрушение, впервые обнаруженный Клейтон Кристенсеном из Гарвардской Бизнес Школы в конце 90-х. Мы оценили этот эффект, основываясь на разнице между рыночной стоимостью публичной компании и ее внутренней стоимостью существующего бизнеса — если угодно, бонус за инновационность. Несмотря на весь шум, который нам пришлось вынести при расчете бонуса за инновационнсть, мы с самого начала были озадачены растущим успехом Tesla. В отличие от канонических примеров революционных технологий, таких как персональные компьютеры или, в автомобилестроении — дешевые японские машины, Tesla никогда не избирала низкий ценовой сегмент — стандартный сегмент для такого рода инноваций. Tesla не поощряет уменьшение потребления, не ориентируется на тех, у кого еще нет автомобиля. Автомобили Tesla выглядят и ездят точно так же, как и другие автомобили, они используют ту же инфраструктуру, дороги. Вся инновационнсть Tesla сводит лишь к одному аспекту — системе питания. Эти факты не вписываются в традиционную парадигму успеха для низкобюджетных прорывов — согласно традиционным подходам Tesla не имела больших перспектив. Даже Маск сомневался в самом начале. «Я не просил денег у внешних инвесторов на Tesla и SpaceX, — говорит Макс, — так как думал, что они рухнут». Однако, на самом деле, Tesla стала прорывной технологией в высокотехнологичном сегменте, где компания уже создает большие проблемы для конкурентов. Высококлассные прорывы становятся возможными благодаря инновациям, которые входят на рынок в необычном порядке, что не позволяет им моментально распространиться. Они превосходят существующие продукты по ключевым показателям с самого начала, они продаются с наценкой, а не со скидкой. Их целевая аудитория — наиболее богатые покупатели, которые первыми обзаводятся подобного рода продуктами; и только после этого высококлассные «прорывы» приходят к массовому потребителю. Если вы посмотрите на огромные компании, вы найдете подобные примеры: iPod превзошел Sony Walkman, Starbucks и их атмосфера затмили местные кофейни; пылесосы Dyson теперь занимают твердую долю на рынке; часы для гольфа Garmin с GPS заняли большую долю рынка по производству устройств для измерения местоположения. Ближайшие конкуренты запаздывают, и высококлассные инновации захватывают рынок. Вся компания Tesla создавалась вокруг этой идеи. К Model S и Model X в 2017 году добавится более дешевая Model 3, ориентированная на массовый сегмент по цене 35.000 долларов — если все пойдет, как запланировано. Даже несмотря на то, что Tesla отвергла свой предыдущий прогноз о получении прибыли в этом году (несмотря на внутренний аудит), инвесторы продолжают проявлять повышенный интерес: Маск довел капитализацию компании до 5.3 миллиарда долларов с 2010 года, каждый год имея избыточный спрос на акции, включая вторичное размещение в середине августа на 650 миллионов долларов, проведенное в частности для того, чтобы завершить постройку огромной фабрики по производству аккумуляторов Gigafactory в пустыне Невада. «Желание рынка поддержать компанию, используя различные финансовые инструменты, дает мне веру в то, что, вероятно, все будет развиваться положительно, при предположении, что модель окажется жизнеспособной», — сказал Якоб Коэн (Jacob Cohen), старший советник декана в школе менеджмента при Массачусетском Технологическом Институте. «Этот поворотный момент должен наступить ориентировочно в 2017 году», — считает аналитик Credit Suisse. К тому времени ожидается, что Tesla покажет первые значительные свободные денежные потоки или операционный доход после капиталовложений (см. график). Другие показатели выглядят блестяще: компания на пути к росту до 5.5 миллиардов к концу этого года, что на 54% процента превышает значения 2014-го. Акции взлетели в 15 раз с момента публично размещения в 2010 году, а рыночная капитализация достигла 33 миллиардов долларов. Тем временем, конкуренты в автомобилестроении сталкиваются с одной и той же проблемой как на данном этапе, так и в долгосрочной перспективе: если большая часть автомобилестроения перейдет на электричество, Tesla будет значительно опережать всех конкурентов на рынке, общий объем которого около одного триллиона долларов. Детройт может легко ошибиться, считая что Tesla — очередной стартап для пустой траты денег. На самом деле, Tesla уже изменила индустрию. «В 2001 году GM выкинула все свои электромобили на свалку, — говорит Маск. — Когда мы создали Roadster, GM выпустили Volt, а затем Nissan набрался уверенности для запуска Leaf. Мы спровоцировали этот ажиотаж по выпуску электрокаров. И хотя процесс идет медленно, но все же он идет».cr0hO_JFfto Уберите алюминиевый корпус Tesla Model S и вы увидите, как действительно выглядят высококлассные прорывы. Двигатель и коробка передач, расположенные близко к колесам для лучшей безопасности пассажиров, занимают лишь небольшую долю трансмиссии. А шасси напоминает огромный скейтборд, построенный для размещения на нем мощностей аккумулятора. Для того, чтобы создать уникальный автомобиль, Маск собрал команду и разработал технологию, которая уникальна. Называйте это путем Маска. Большинство компаний стараются удержать прибыль за счет стабильного продукта. Трудясь в условиях невероятной неопределенности, Tesla выстроила свою технологию вокруг одного фактора — скорости. Как и большие автоконцерны, Tesla штампует каркасы для своих автомобилей, но кроме этого Tesla собирает и свои собственные аккумуляторы, а также двигатели на заводе во Фремонте. Компания сама собирает даже пластиковые накладки на руль — деталь, производство которой обычно отдано на аутсорсинг. Tesla не может ждать — они постоянно обновляют дизайн, свободно заимствуя идеи у своего брата — SpaceX, включая частое применение алюминия как при создании корпуса, так и при планировке шасси, методики покраски и технику литья, использованных при изготовлении алюминиевого корпуса ракеты SpaceX Falcon и капсулы Dragon. «Очень полезно внедрять идеи из других отраслей», — утверждает Маск. Вам с трудом удастся найти кого-нибудь из сотрудников Tesla, работавших ранее на GM, Ford, Chrysler или ином заводе с автоматизированной сборочной линией (Aston Martin служит исключением). Стерлинг Андерсен (Serling Anderson), бывший руководитель в McKinsey, эксперт по автомобилям с автопилотом, закончивший Массачусетский Технологический Институт, был нанят в компанию летом 2014 года для работы над системой автоматизированного управления. Теперь он программный менеджер Model X. Причина, по которой Tesla время от времени нанимает сотрудников без опыта работы в данной отрасли, заключается в том, что Маск, нанимая сотрудников, смотрит на их способности решать комплексные проблемы — для него не так уж важен опыт кандидата в данной конкретной области. «Илон не нацелен на хороший или очень хороший результат. Он хочет достигать самого лучшего. В этой связи он спрашивает кандидатов об их опыте решения комплексных проблем, тщательно изучая детали этих решений,» — говорит Джей Виджаян (Jay Vijayan), руководитель информационной службы Tesla. Команда Маска ищет сотрудников, способных работать в условиях постоянной неопределенности. Каждый сотрудник, независимо от того, в каком департаменте он будет работать, должен подтвердить свои умения решать сложные задачи. «Мы всегда глубоко изучаем достижения по резюме, — говорит Маск. — У успехов много авторов, поэтому мы тщательно стараемся узнать, кто действительно совершил открытие. И мне все равно, закончили они только что университет или даже школу». Система повышений и бонусов в Tesla (и SpaceX) построена на основе пятибальной рейтинговой системы, в которой 4 и 5 означают «отличную» и «феноменальную» работу, соответственно. «Вы не получите две наивысшие оценки, — говорит Маск, — если не сделаете что-нибудь инновационное. Это должно быть что-то поистине прорывное, что-то, что сделает компанию или продукт лучше. Каждый может стать инноваторм: HR, финансист, инженер — все они могут придумать, как улучшить что-либо». Когда Виджаяна впервые пригласили занять должность руководителя информационной службы в Tesla, он сказал, что согласен, однако затем передумал и дал отказ. У него была достаточно спокойная и стабильная должность директора по информационным технологиям в фирме, специализирующейся на производстве программного обеспечения визуализации VNWare в Силиконовой долине — и он не собирался работать в условиях постоянного стресса. Tesla со стороны выглядела как компания, имеющая огромные риски, и Илон Мак был человеком, который требует колоссальной отдачи от ключевых сотрудников. Но 18 месяцев спустя Виджаяну была дана возможность передумать. Он получил повторный звонок от Tesla. Во время интервью с Маском он убедился в том, что компания действительно может изменить мир. Какова основная задача Виджаяна? Создать все программное обеспечение для функционирования бизнеса за три месяца с момента первого наброска — за одну пятую от суммы всех затрат компании. В большинстве случаев компании платят миллиарды долларов для разработки ПО по планированию проектов, изучению финансовой составляющей, продаж и производства таким гигантам, как Oracle или SAP. Когда Виджаян сказал Маску, что подобный проект неосуществим, Маск просто ответил с уверенностью, которая была свойственна Стиву Джобсу: «Скажи, что тебе нужно от меня, чтобы воплотить этот проект в жизнь». «Он не принимает «естественных» препятствий, в отличие от большинства людей», — говорит Виджаян. Виджаян и его команда создали сырую, однако функционирующую систему с нуля за четыре месяца. Благодаря постоянным доработкам сегодня эта система дает компании возможность обмениваться важной информацией практически моментально. «У нас есть легко интегрируемая система, которая дает нам такую скорость и гибкость, которых нет ни у одного из конкурентов,» — утверждает Виджаян. Для сравнения, GM ещё в 1996 году отдала под управление EDS весь свой IT сегмент, и только после полного восстановления после банкротства она смогла восстановить весь функционал своей системы, но уже за отдельную и весьма внушительную плату. (Речь идёт о признании компании General Motors в 2009 году банкротом, в ходе которого почти 80% её акций на время перешли в собственность США и Канады. — ОН) После подписания контрактов с сотрудниками, которые продемонстрировали навыки решения комплексных задач, в компании их разделяют на небольшие команды, которые в тесном кругу ищут решения сложных проблем. «Наше общение позволяет нам очень быстро продвигаться, — говорит главный дизайнер Франц фон Хольцхаусен (Franz von Holzhausen). — Это процесс, который отсутствует во всем остальном мире автомобилестроения. Другие автоконцерны очень иерархичный, и общение в них очень затруднено». Франц фон Хольцхаусен в составе команды из трех человек разрабатывал облик автомобиля Tesla S, завоевавший впоследствии множество наград, для сравнения, большие автопроизводители обычно имеют штат в 10-12 дизайнеров для каждого нового автомобиля. Даже сам автомобиль разработан для быстрого обучения.7BrJpfE5JRI Водитель находится в постоянном контакте с машиной посредством беспроводного высокоскоростного подключения к интернету и 17-дюймовой сенсорной панели управления, пересылающей важную информацию производителю в реальном времени. Tesla исправляет неполадки в программном обеспечении во время ночного обновления или производит физические изменения с предварительным оповещением. В 2013 году, после получения сообщений о том, что задние сиденья в Tesla S не удобны, работники Tesla заменили задние сиденья во всех уже находящихся в использовании автомобилях буквально за пару недель. Обучение в условиях неопределенности требует умения принимать ошибки и быстро идти вперед вместо того, чтобы топтаться на месте и ничего не делать из-за боязни потерпеть неудачу. В действительности, попытка избежать неудачи может привести к ещё большему провалу — упущенным возможностям. Когда Model S была представлена в 2012 году, она вышла с системой «умного» воздухозабора, которая автоматически понижала подвеску автомобиля на высоких скоростях для лучших аэродинамических свойств. Однажды владелец Model S «снизился» на шоссе и переехал крепление прицепа. В результате столкновения дно автомобиля было пробито, также был поврежден батарейный отсек. Никто не пострадал — система безопасности автомобиля попросила пассажиров покинуть салон транспортного средства до того момента, как началось возгорание в переднем отсеке. Tesla моментально добавила титановую защиту для дна на все новые автомобили и бесплатно обновила защиту на уже проданных машинах; также программное обеспечение автомобилей было обновлено для того, чтобы автомобиль не «снижался» на высоких скоростях. Большинство производителей автомобилей обновляют свои цеха достаточно редко для минимизации издержек и планируют модельный ряд таким образом, чтобы он не изменялся в течение нескольких лет. Инженеры Tesla постоянно меняют наполнение цеха для того, чтобы выяснить о процессе сборки всё возможное. С течением времени, когда Tesla избавится от всех неопределенностей в производственном процессе, компания перейдет на более стабильное положение — процесс, который уже начался во втором и третьем выпуске для Model S и Model X. Tesla быстро поняла, что необходимо быть проворным, чтобы сократить издержки; компания пыталась создать цепь международных поставок, аналогичную большим автоконцернам. Но Tesla не была к этому готова, что вылилось в глобальные проблемы с координацией решений и поставок. «Определенно, с первого раза мы сделали это не лучшим образом, логистика была очень далека от намеченной, — говорит сооснователь и технический директор Страубел (J.B. Straubel). — Но это часть обучения». Доля вырастет, когда Tesla выпустит в будущем Model 3 на другой производственной линии. Если одна деталь функционирует неправильно, весь завод может остановиться. Chrysler, например, задержал выпуск на рынок нового Jeep Cherokee на шесть месяцев из-за проблем с новой девятиступенчатой коробкой передач. Инновационные процессы в Tesla не даются легко. В опубликованной недавно биографии Маска рассказывается о том, как однажды, после того, как Илон попросил уже переработавших сотрудников продолжить свою работу, один из них заявил: «Мы не видели наши семьи несколько недель». Маск ответил, что у них будет «куча времени для семьи, когда компания обанкротится». Маск также презирает отпуск после истории, произошедшей с ним во время поездки в Бразилию и Южную Африку в 2000, в ходе которой он чуть не умер от малярии. «Это мой урок, чтобы не брать отпуск: отпуск убьет тебя». Команда Tesla успешна не только потому, что они способны работать упорнее, чем остальные. У них существует подход к решению комплексных задач, который эффективен. «Я использую физический подход к анализу, — говорит Маск. — Ты расщепляешь задачу до самых базовых принципов, до фундаментальных основ в какой-либо области и затем начинаешь изучение с этой области. Затем ты применяешь свои рассуждения к этим аксиоматическим принципам для того, чтобы оценить, что действительно возможно, а что просто кажется возможным». Данный метод стал ключом к инновационным решениям, о возможности которых не помышляли даже руководители Tesla. Говорит Штраубель (Straubel): «Илон действительно заставляет каждого работать невероятно много. Я знаю, это звучит банально, однако я думаю, что он делает это в довольно необычной манере, и это доставляет огромный дискомфорт большинству людей, но результат нельзя отрицать. Если ты требуешь от людей упорной работы, они достигают больше, чем можно было бы ожидать». Дук Филд (Doug Field) — вице-президент инженерного подразделения компании — добавляет: «Мы ведем себя так, будто прыгаем из самолета без парашюта и нам необходимо сделать его на пути вниз». Такой подход необходим, когда ты совершаешь переход от компании, которая производит только один автомобиль, к мульти-автомобильной компании и делаешь это в масштабе, одновременно строя огромный бизнес по хранению энергии. И это путь Илона Маска.

Джефф Дайер (Jeff Dyer) — профессор в Brigham Young University’s Marriott School of Business.
Халл Грегерсен (Hal Gregersen) — управляющий директор в Центре лидерства Массачусетского Технологического Института (MIT Leadership Center).
Натан Фурр (Nathan Furr) — доцент в INSEAD.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1 Comment

  • Цікаво,сподобалась стаття.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: