Среди медийного шума, посвященному успешной посадке первой ступени, тест повторного включения двигателя на второй прошел как-то в тени, а ведь именно он позволит компании в недалеком будущем успешно осуществлять запуск коммерческих спутников «по взрослому». В пресс-релизе, посвященном успешному запуску, компания SpaceX отметила, что «помимо успешного выведения одиннадцати спутников Orbcomm и возврата первой ступени, мы также проверили возможность для перепроектированной второй ступени включаться повторно после свободного полета на орбите». Именно эта новая возможность позволит компании проводить довыведение коммерческих спутников на их целевые орбиты — то, что до сих пор она была не в состоянии сделать. Единственным оставшимся образцом ракеты «старой» версии (1.1) будет выведен спутник ДЗЗ Jason-3, пуск которого планируется на семнадцатое января из космодрома Вандерберг в Калифорнии. После этого полета, все последущие ракеты Falcon 9 будут запускаться только в новой версии, которая позволит компании проводить посадку первой ступени даже при выведении на геопереходные орбиты тяжелых коммерческих спутников связи и теле/радиовещания. Несмотря на быстрорастущий рынок мини и микро-спутников, вывод «больших» спутников на геостационарную орбиту продолжает приносить львиную долю прибыли для всех игроков. «Большие деньги находятся на геостационаре, и логично, что SpaceX желает быть максимально активной в этом сегменте, используя его как один из путей для финансирования своих стратегических целей по доставке людей на Марс» — отмечает аналитик издания SpaceNews. Следующий запуск тяжелого коммерческого спутника на новой версии ракеты намечен на конец января, когда спутник SES-9, весом в 5,300 кг. будет выведен на геостационарную орбиту. На этом, рекордном по выводимой полезной нагрузке запуске, также планируется посадка первой ступени. Примечательно то, что представители SES были настолько уверены в надежности новой версии ракеты, что сами предложили SpaceX запустить их спутник в первом полете, даже если для этого пришлось бы отказаться от страхования полезной нагрузки. Однако, SpaceX сумел убедить своего клиента немного повременить, чтобы получить возможность испытать повторное включение двигателя второй ступени. Европейский Arianespace, чьи представители уже какое-то время с волнением и страхом следят за все происходящим в молодой калифорнийской компании, примерно год назад решились на разработку новой версии ракеты-носителя Ariane 6 и планируют инвестировать за следущие десять лет порядка девяти миллиардов долларов, как в уже имеющуюся Р-Н Ariane 5, так и в ее будущего наследника. Недавно официальные лица европейкого космического истеблишмента специально подчеркнули, что они с самого начала предполагали успех SpaceX в деле возврата и успешной посадки ступени. Основная проблема, по их словам, кроется не в собственно процессе возврата, а в обеспечении экономической эффективности многоразового использования, то есть, в проведении быстрой и недорогой дефектации двигателей и остальных агрегатов, замены компонентов без отправки на завод, и т.п. Кроме того, при многоразовом использовании, неизбежным будет общее снижение серийного производства новых блоков и частей ракеты, что, по мнению европейцев, также отрицательно скажется на экономическом эффекте подхода, предлагаемого SpaceX.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: