Российские индустриальные стартапы могут быть успешнее стартапов в области потребительского интернета. Не будет преувеличением сказать, что вся российская стартап-тусовка вышла из толстовки Марка Цукерберга, как русская литература из «Шинели» Гоголя. Герой современной «продвинутой молодежи» — талантливый программист, создатель университетской социальной сети, «самый молодой миллиардер» и вообще уникум. Ни один человек в здравом уме не будет спорить с тем, что Facebook — это сверхуспешная компания: шутка ли, за каких-то 9 лет число пользователей стало сравнимо с населением Индии. И совершенно неудивительно, что талантливая российская молодежь видит свой путь к успеху в том, чтобы создать волшебную программу (вариант: волшебный интернет-сервис) с миллиардом пользователей. Мы видим этих искателей волшебства на стартап-конкурсах и на стартап-битвах, читаем репортажи из стартап-туров и радуемся победам стартап-чемпионов. Практически все современные молодые герои-миллиардеры, о которых так увлеченно говорят молодые люди: Сергей Брин (Google), Питер Тиль (PayPal), Дрю Хьюстон (DropBox), Кевин Систром (Instagram) и, конечно же, Марк Цукерберг — программисты. «Вне тренда» оказываются те, кто увлечен инженерными не компьютерными дисциплинами, те, кто стремится создавать материальные продукты. «Материальные» отрасли игнорируются не только стартаперами, но и инвесторами — в отчете DowJones VentureSource о российском венчуре можно увидеть, что порядка 70% инвестиций приходятся на IТ-сектор. Но из того, что сверх успешных предпринимателей-программистов так много, можно сделать и другой вывод: в постиндустриальном американском обществе программирование (и IТ в целом) с начала 2000-х — точка наиболее интенсивного роста. За этим выводом может следовать и мысль о том, что в иначе устроенном российском обществе (некоторые исследователи говорят об индустриальном характере экономики, другие — об ее исключительно сырьевой природе) преуспевать должны и иные герои, другие стартапы, другие виды бизнеса. Однако нам не остаться без героев — в той же постиндустриальной Америке у «материальных» инноваций есть свой герой и свой кумир, успех которого отнюдь не меньше Цукерберга. Этот герой — Элон Маск, сооснователь PayPal, заработавший в 2002-м на продаже созданной им компании $150 млн. Свое состояние Маск инвестировал в три стартапа — компанию, производящую электромобили (Tesla Motors, рыночная стоимость $14,2 млрд); компанию, изготавливающую ракеты и космические корабли (SpaceX, оценочная стоимость $4 млрд) и компанию, устанавливающую и обслуживающую системы солнечных батарей (SolarCity, рыночная стоимость $3,3 млрд). За последние пять лет Элон Маск сделал три революции в трех крайне консервативных отраслях и не собирается останавливаться. Во-первых, ракетостроение. Как талантливый инженер и опытный бизнесмен Маск увидел, что баснословные цены американских ракет вызваны в первую очередь неэффективностью NASA, где ученые-разработчики не умеют мыслить в категориях «цена-производительность»? Маск поставил своей задачей создание недорогой, но мощной и надежной ракеты. До первого удачного запуска положение компании было шатким: огромные затраты на построение завода по производству космических ракет и создание тестовых площадок покрывались исключительно венчурными деньгами — личной инвестицией Маска и ряда лучших инвестфондов Кремниевой долины, верящих в него. Но осенью 2008 года после многих аварий и поломок прошел успешный запуск ракеты Falcon 1, и у SpaceX стали появляться заказы на коммерческие запуски и запуски по линии NASA. На сегодня общий портфель заказов составляет около $4 млрд, а в планах компании следующая революция — создание возвращаемой космической ракеты. Маск как-то сказал: «Если бы автомобили были одноразовыми, то на них никто бы не ездил из-за крайней дороговизны поездки», и совершенно уверен, что освоение космоса человеком начнет бурно развиваться с возникновением многоразовых ракет, затраты на запуск которых будут составлять считанные проценты от сегодняшних. Во-вторых, автомобилестроение, где созданная Маском компания Tesla Motors стала первой автомобильной компанией, проведшей успешное IPO за 50 (sic!) лет. До Маска многочисленные попытки наладить серийный выпуск электромобилей сводились к производству маленьких уродцев в стилистике малобюджетных фантастических фильмов. Заряда батареи этих машинок хватало максимум на сто километров, что изначально обрекало их на роль экзотических тележек для езды по паркам или гольф-полям. Попытка массового выпуска и продажи электромобилей провалилась даже у гигантской General Motors, чей проект EV1 завершился в 2002 году физическим уничтожением практически всей выпущенной партии в тысячу автомобилей. Маск не стал делать массовый электромобиль. Равно как не стал он делать и автомобиль-компромисс, некрасивый и с небольшим пробегом от зарядки. Первая модель Tesla Motors — спортивное купе Roadster — построено на базе спортивного британского автомобиля Lotus Elise, оснащено 7000 литий-ионовых аккумуляторов — таких же, как в ноутбуках, — и стоило (заказы больше не принимаются) почти $130 000. Но этот автомобиль проезжает от зарядки до зарядки целых 400 километров, и по своим характеристикам (разгон до 100 км/ч за 3,7 с) Tesla Roadster соответствует своему ценовому классу. Нет ничего удивительного в том, что в благополучной Калифорнии автомобили Маска расходились как горячие пончики. Впрочем, выпуск сверхдорогого электромобиля в 2009 году был лишь первой фазой описанного в корпоративном блоге семь лет назад плана: сначала делать очень дорогой спортивный электромобиль, потом недешевый электрический люкс седан и лишь потом переходить к созданию массовой семейной модели. Первая фаза плана Маска реализована за три года, а летом 2012 года Tesla Motors перешла к выпуску и продажам седана Model S ценой около $80 000. К концу этого года в США будет продано 20 000 машин, а в следующем году Маск планирует продать втрое больше, расширив географию продаж за счет Европы, Китая и Японии. Каждый покупатель Model S имеет право пожизненно и бесплатно заряжать машину на «заправочных станциях». Станции Superchargers работают на солнечной энергии, и обеспечивает их работу третий бизнес-проект Элона Маска — компания SolarCity. Это единственная из трех компаний, основанных при участии и с инвестициями Маска, где он не занят операционной деятельностью. Он тем не менее активный участник развития компании, был соавтором бизнес-концепции, единолично профинансировал создание компании, руководит советом директоров, участвует в обсуждении и принятии ключевых решений. SolarCity — компания, не имеющая аналогов в мире, она не производит солнечные батареи, а выступает «системным интегратором» для частных и корпоративных клиентов, формируя полную систему энергетического обеспечения здания с использованием солнечных батарей. Бизнес-модель SolarCity удивительно проста и одновременно беспрецедентна: клиенты (как домохозяйства, так и компании) получают солнечные панели и дополнительное оборудование в лизинг без начального платежа, а потом оплачивают лизинговые платежи и баланс между стоимостью потребленной и произведенной электроэнергии. Реклама SolarCity говорит, что в большинстве случаев месячный платеж клиента ниже, чем при оплате традиционной электроэнергии, — потребитель только выигрывает от перехода на солнечную энергию. Неудивительно, что крупные калифорнийские компании (eBay, Intel) пользуются услугами SolarCity, которые позволяют одновременно спасать планету и экономить деньги.
Выводы:
В 2013 году Элона Маска спросили, как предпринимателю выбрать наилучшую область приложения своих усилий. Вот, что он ответил: «Думаю, я плохой пример, никогда не искал в бизнесе наилучшего соотношения риска и выгоды. Я пошел в космический бизнес, автомобильный бизнес или бизнес солнечной электроэнергетики не потому, что оценил их как наиболее выгодное вложение. Я видел, что в этих индустриях есть необходимость коренных перемен, и поэтому я решил ими заняться. Думаю, что при выборе точки приложения своих сил человеку надо задуматься о том, приведет ли его работа к радикальным (революционным) переменам или же нет. Если то, что вы делаете, не ведет к таким переменам, не стоит ожидать значительного результата».
Я тепер перечитую все, що тут є