Это был 1998 год — бум доткомов, и было возможно все, даже изменить мир. Что и сделал, тогда еще стартап, «PayPal» — наш друг по платежам. Как отметил в курсе лекций «Стартап» сам Питер Тиль, это было безумство, длившееся 18 месяцев. Денег было много, и много людей готовых их отдать любому, кто мог предложить идею со столь желанным .com в названии компании. Однако, судьба «PayPal» не стала от этого легче.

История создания

Все начинается с киевлянина Макса Левчина, имевшего опыт основания 5 стартапов, подпорченную кредитную репутацию, документы на получение денег от продажи последней компании в течение двух лет и 7900 долларов на руках. А также юриста и финансиста Питера Тиля (Peter Thiel), с которым М.Левчин познакомился жарким летом 1998 года на его лекции, куда забрел в поисках прохладного места. Как это часто бывает, банальная предыстория успешного стартапа — это тяжелое начало и проблемы с личной жизнью. И здесь без этого не обошлось. Партнерство с Тилем – наилучшее решение М.Левчина, которое впоследствии станет одним из столпов их успеха, как оптимальное сочетание аналитического прагматизма, обеспечивающего техническую сторону, с талантом финансиста, строящим структуру бизнеса. Первоидея сильно отличается о того, что мы сейчас представляем, когда слышим слово «PayPal» И компания «Confinity», созданная ими, занялась разработкой криптографического приложения для карманных компьютеров «Palm Pilot», предназначенных для совершения транзакций через ИК-порт мобильных устройств. По результатам опросов, это была одна из 10 худших бизнес идей 1999 года. А бизнес-модель заключалась в том, чтобы заработать денег, потом заработать еще денег, а дальше решать, что с ними делать. Несмотря на это, реакции инвесторов не пришлось ждать долго. «Deutsche Bank» вложил сразу $1,5 млн, а «Nokia Ventures» инвестировала $3 млн. Это был хороший старт!

Элон, мать его, Маск и X.com

Элон Маск (Elon Mask) – сын канадки и инженера, ныне известный как основатель «Tesla Motors», «SolarCity», «SpaceX», а также под именем Гений, Плейбой, Мультимиллиардер, Филантроп, в 1999 создает компанию «X.com Corporation», которая оказывает услуги в сфере финансов. В свою очередь, их клиенты начинают проявлять интерес к совершению платежей и переводов с помощью email-адреса. Это не могло не привлечь внимания основателей компании. И в 1999-ом судьба X.com Corporation и Confinity как отдельных компаний заканчивается в результате их слияния. Новую компанию было решено назвать «PayPal Inc.», и разместилась она в Пало Альто. Но, по факту, компания начала работать именно как PayPal только в 2000-ом году с запуском сайта paypal.com. Вот здесь и начинается история успеха. Запуск сайта в паре с хорошей рекламой помогли привлечь еще $23 млн. Быстрый рост интернета задействовал большое количество новых пользователей, которых уже было 1,5 миллиона, а ежедневный оборот составил $2 млн. А в 2002 году PayPal провел IPO, разместив акций на $900 млн.

Проблемы и их решения.

Самой основной проблемой любого стартапа является привлечение новых клиентов, и «PayPal» не стал исключением. Никакие BD-сделки не помогали, и чаще всего, консервативные банкиры просто не понимали, чем занимаются парни из Силиконовой Долины. Решение было неоднозначным и довольно рискованным, но это сработало. При регистрации каждому пользователю начисляли на счет $10 и еще $10 за рекомендацию. Начался экспоненциальный рост на 7-10% и 100 миллионов пользователей в день, но с этим и рост издержек, так как каждый пользователь обходился в $20. Нужно было привлекать инвесторов и как можно скорее. В феврале выходит хвалебная статья в «Wall Street Journal», в которой рассказывалось о стремительном росте молодой компании и о том, что компания оценивается в $500 млн. Естественно, это не могло не привлечь внимания инвесторов — в конце марта «PayPal» закрыла очередной раунд инвестиций в размере $100 млн. Теперь компания была готова к буре краха доткомов: у нее были деньги и пользователи. Но этого было достаточно лишь для того, чтобы выжить. 21 сентября 2001 года «PayPa» регистрируется на IPO, и в «WSJ» выходит вторая статья следующего содержания: «Что бы вы сделали с трёхлетней компанией, которая никогда не приносила прибыль, вот-вот потеряет четверть миллиарда долларов, а в результате ее последней проверки, проведённой Комиссией по Ценным Бумагам (SEC), выясняется, что ее услуги могут быть использованы для отмывания денег и финансовых махинаций? Если бы вы были менеджерами или венчурными инвесторами «PayPal», вы бы постарались продать ее общественности. Именно это они и собираются сделать за $80 миллионов, пытаясь проверить пределы терпимости инвесторов и доверчивости финансовых рынков». Несмотря на это, доверие к компании осталось, сложности бы преодолены, и «PayPal» была куплена e-Bay за хорошую цену. По сей день мы и миллионы других людей ежедневно пользуемся этим сервисом. Чем не успех для стартапа!?

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: