14 октября Илон Маск провел сессию вопросов и ответов для пользователей сообщества Reddit. Предприниматель просил задавать больше вопросов о техническом устройстве космических кораблей SpaceX — пассажирском BFS и грузовом BFR.

Кроме того, члены Reddit поинтересовались, как именно SpaceX планирует организовать доставку людей на Марс и какая инфраструктура появится на планете.

-В межпланетарной транспортной системе для доставки первых колонистов к Марсу предусмотрена защита от солнечных бурь. А как насчет защиты от радиации? Или вы планируете использовать для этого часть груза? Или защищать пассажиров как-то иначе?

-Во время путешествия ущерб от природной радиации незначителен — космонавт Базз Олдрин выходил на поверхность Луны, но на его здоровье это не отразилось — сейчас ему 87 лет. Нам нужна только защита от солнечных бурь.

-Вы уже определили подходящие площадки на Марсе для приземления? Какие места находятся в приоритете — более безопасные или те, которые представляют научную ценность?

-Площадка для приземления должна быть на малой высоте, чтобы максимизировать торможение, быть близко к ледниковому поясу, чтобы колонисты могли производить топливо, и находиться подальше от гигантских валунов.

Впрочем, если она будет близко к экватору — это тоже хорошо. Можно производить больше солнечной энергии и не сильно морозить задницу.

-Очевидно, что подготовке первой миссии будет уделено самое пристальное внимание. На борту корабля, конечно же, будут солнечные панели и оборудование для производства топлива. Но что еще?

Будете ли вы отправлять еду для первых колонистов? Если да, то на сколько хватит этих запасов? Например, на год для 100 колонистов или на пять лет для пяти колонистов?

Какая беспилотная техника будет помогать колонистам оборудовать место для посадки и жилища? Они привезут ее с собой, или она уже будет их ждать на месте?

И последний вопрос: SpaceX не может фокусироваться на всех технологиях. С какими компаниями вы работаете при нехватке экспертизы?

Наша цель — доставить людей на Марс и убедиться, что базовая инфраструктура для выживания и производства топлива готова к использованию.

Грубая аналогия: мы пытаемся создать эквивалент трансконтинентальной железной дороги. Чтобы построить большую часть инфраструктуры, потребуются усилия многих других компаний и миллионов людей.

-Не могли бы вы уточнить статус работ по масштабированию прототипа двигателей Raptor до финального размера? Тяга малоразмерного прототипа составляет приблизительно 100 тонна-сил, а согласно вашему проекту на Международном конгрессе астронавтики, тяга увеличится до 170 тонна-сил. Как вы считаете, когда удастся достичь этих показателей?

-Увеличить тягу до 170 тонна-сил просто. Ракетные двигатели должны быть спроектированы так, чтобы быть как можно легче и компактнее, но при этом основной акцент — на надежность.

Наша цель — достичь и превзойти уровни безопасности, принятые на современных пассажирских авиалиниях. Если надежность наших двигателей приблизится к авиационным, они будут иметь кожух для защиты от внезапного разрушения, и у нас будет больше двигателей, чем у обычного авиалайнера, то превзойти уровни безопасности, принятые на авиалиниях, реально.

Это особенно важно для межконтинентальных путешествий по Земле. Мы хотим предложить возможность преодолевать маршрут, на который они тратят 15 часов полета на самолете, за полчаса на ракете.

Но если в билете будет сноска «однако вы можете разбиться», ценность этой возможности нивелируется.

-Первоначально вы планировали увеличить тягу двигателя до 300 тонна-сил. Почему в итоге решили остановиться на 170 тонна-силах?

-Мы струсили.

-Будете ли вы производить Raptor с помощью металлической печати на 3D-принтерах? Двигатели SuperDraco для SpaceX практически полностью печатаются на принтерах — у компании точно есть соответствующая экспертиза, по крайней мере для производства мелкомасштабных двигателей.

-Некоторые части Raptor будем печатать, некоторые — штамповать. Мы разработали новый сплав для кислородного насоса, который не теряет прочность при высоких температурах и не горит.

Все остальные сплавы достаточно быстро сгорают под высоким давлением в горячем, практически чистом кислороде.

-Будет ли использоваться теплообмен в системе наддува ракеты BFR? Можете ли вы рассказать подробнее о новой системе? Как именно будет воспламеняться топливо в двигателе? С помощью теплообмена и отвода горячего газа обратно к топливным емкостям или как-то иначе?

-Планируем использовать заклинание «Инсендио» из Гарри Поттера. Но, вероятно, да — именно так, как вы описали.

-Кузов проекта ракеты BFS образца 2016 года представлял собой моноблок с двумя «крыльями» по бокам и выступом-«хвостом» сверху. Также у нее были посадочные щитки фюзеляжа. Все это давало определенную свободу для аэродинамического контроля. Кстати, у шаттла тоже были хвост и дельта-крылья.

У проекта BFS образца 2017 года тоже есть два дельта-крыла — это дает контроль над продольным и поперечным вращением, — а хвоста или его эквивалента нет. Как вы планируете обеспечить стабилизацию корабля в вертикальной плоскости?

-Хвосты — отстой.

-Позже другой пользователь ответил на этот вопрос, а Маск его поддержал: «Вертикальный стабилизатор шаттла был полностью бесполезен во время вхождения в атмосферу — он находился в аэродинамической тени. Мне кажется, это довольно очевидно: хвост нужен судну только во время планирования на дозвуковых скоростях, что не соответствует задачам BFS».

-Илон, не мог бы ты выкладывать на YouTube видео в разрешении 4K или 8K? Нам нужно больше ракетного порно.

-Просите и дано будет вам.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


3 Comments

  • Александр 24.06.2018 at 11:39

    В космонавтике необходимо менять стратегию развития летательных аппаратов. Для этого надо понять, что величина перемещения в пространстве может находиться вне зависимости от скорости и времени.

  • Александр 24.06.2018 at 11:49

    Стратегия развития космонавтики ведёт космонавтику не потому алгоритму развития перемещения в пространстве. По этой причине ждать больших успехов в космосе бесперспективно. А самое главное, — человечество никогда не поймет что такое гравитация и как её преодолеть. Нельзя так тормозить, нашу землю может уничтожить любой случайный астероид. Нам нужны корабли способные обеспечить её безопасность и экологию. Ракетный способ перемещения в пространстве устарел на смену ему должен прийти принципиально новый движитель с гораздо большими возможностями. А, для этого надо менять мировоззрение научного сообщества на вполне очевидные вещи, на мировоззрение способное указать путь к новой стратегии развития космонавтики. У меня такое ощущение, что в мире не осталось людей способных видеть окружающий мир.

  • Александр 02.10.2019 at 20:10

    Сначала надо морковку повесить найдя в космосе хоть что-то привлекательно для земли по доступным ценам. Можно подумать мы с лошадей сразу на ДВС пересели. К гравитации еще подобраться надо, к магнитной левитации в поле земли тоже. Пока что у нас нет материалов. Риски совершенно непонятны(чтобы все ни кричали), достаточно посмотреть на некоторые проекты замкнутых экосистем.

    К Маску есть вопрос, не по старшип, а по использованию технологий кажущихся примитивными. Просто при наличии астероида под рукой есть ощущение что проще выплавить на орбите фольгу для фокусировки солнечных лучей. остальное вариация двигателя стирлинга сделает. Он работает при разнице температур. Мало того стирлинги на ядерном топливе уже для дальних спутников планируются. На орбите же без производства полупроводников не проще такую байду соорудить?

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: