«Если можно придумать, как эффективно повторно использовать ракеты так же как самолеты, стоимость доступа в космос будет уменьшена стократно. Полностью многоразовый корабль до сих пор не был сделан. Этот действительно фундаментальный прорыв, необходим, что бы совершить переворот в доступе в космос.»

Элон Маск.

SpaceX считает, полностью и быстро восстанавливаемая ракета — это ключевое условие прорыва, который необходим для существенного снижения стоимости доступа в космос. Большая часть стоимости запуска складывается из стоимости строительства ракеты, которая запускается лишь однажды. Сравните для коммерческого авиалайнера — каждый новый планер стоит столько же сколько и Falcon 9, но он может летать много раз в день, и перевозить десятки тысяч пассажиров за время своего жизненного цикла. Следуя коммерческой модели, быстро восстанавливаемый, многоразовый космический ракетоноситель может снизить стоимость достижения земной орбиты во сто крат. Пока большинство ракет были спроектированы так, чтобы сгореть во время спуска, ракета SpaceX была спроектирована не только чтобы выдержать спуск, но и вернутся к стартовому столу для вертикального приземления. Вовремя тестирования многоразовости на землях Макгрегоре, Техас и полетных испытаний, SpaceX делает большие успехи по направлению к своей цели.

Программа развития многоразовой Falcon 9(Falcon 9R)

Начало марта 2014 года, SpaceX приступил к испытаниям опытного образца ракетоносителя F9R – усовершенствованного прототипа для первой в мире многоразовой ракеты. Испытываемый ракетоноситель по существу является первой ступенью Falcon 9 с опорами для приземления, которые сконструированы для тестирования технологий необходимых для возвращения ракеты назад на землю неповрежденной.


Приземление первой ступени

В апреле 2014 года, в первые в истории, SpaceX успешно приземлила первую ступень Falcon 9 в Атлантическом океане. Вскоре после запуска, вторая ступень и космический корабль Dragon летят на орбиту, а первая ступень отделилась и направляется для повторного входа и огненого приземления перед совершением мягкой посадки на воду. Открытое море препятствует восстановлению ускорителя, но SpaceX собирает важную информацию для поддержки будущих испытаний многоразовости. Так в октябре 2014, SpaceX приземлила две первых ступени в океан. Ниже, видео показывает приземление первой ступени, последовавшее за запуском спутника ORBCOMM с помощью Falcon 9 в июле 2014.

Программа испытаний многоразовости «Кузнечика»

Перед программой F9R, SpaceX начала тесты многоразовости с программой «Кузнечик». Кузнечик SpaceX, это 10-ти этажный с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой (VTVL) ракетоноситель, состоящий из первой ступени Falcon 9, одного двигателя Merlin 1D, четырех стальных ног с гидравлическими аммортизаторами и стальной поддерживающей конструкцией. В 2013, Кузнечик завершил серию из восьми полетных тестов с успешным приземлением и наивысшей высотой полета в 744 метра.

Grasshopper

SpaceX будет продолжать вести испытания многоразовости на обеих площадках ракетный центр развития в Макгрегоре и в конечном счете на космодроме Америка в Нью Мексико, где он имеет возможность испытывать на больших высотах, протестировать больше вариантов управления без подачи энергии, а также испытать больше вариантов приземления ситуациях похожих на полет.

f9r_and_ghopper_3

Оригинал статьи конструктивная критика перевода приветствуется.

PS

От себя хочу добавить что снижение запуска ракеты до 5-7 миллиона долларов воспринимается как фантастика, но это декларирует Маск и его главный операционный директор Shotwell: Reusable Falcon 9 Would Cost $5 to $7 Million Per Launch

Если это удастся достичь, а все идет к тому, то это не просто новация, а реальная революция, которая изменит всю коммерческую космонавтику!!! Представьте сколько проектов по запуску различных коммерческих спутников стоит на низком старте и только ждут снижения стоимости запуска? А тут цена падает с 61,2 млн. до 5 — 7 млн.

PPS

Единственно, что я не понял почему Маск и его СОО говорят о снижении стоимости запуска в 100 раз, когда получается только в 10? Конечно и эти 10 огромный прорыв.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


10 Comments

  • >>»Единственно, что я не понял почему Маск и его СОО говорят о снижении стоимости запуска в 100 раз, когда получается только в 10? Конечно и эти 10 огромный прорыв»
    Скорее всего речь о разных контекстах:
    — В 100 раз упадёт цена запуска, если корабль будет ПОЛНОСТЬЮ возвращаемым и используемым многократно (считаем — «самолёт» в сравнении с коммерческой авиацией).
    — В 10 раз цена запуска падает, если возвращаемая и используемая многократно будет только первая ступень (считаем — «крылья с реактивными двигателями» от того самолёта в сравнении с коммерческой авиацией).
    Как-то так, видимо.

  • Анатолий 25.11.2014 at 14:14

    Удивительно! Почему тема многоразовости стартовых и маршевых ступеней, лежавшая на поверхности после завершения программы ШАТЛ, самостоятельно не стала развиваться ни НАСА ни РОСКОСМОСом!! И это с их громадным опытом, техническими и научными, финансовыми (наконец) возможностями??

  • Ну, так, борьба за власть после ухода отцов-основателей и борьба за эффективность — это две большие разницы.
    Власть везде самодостаточна.
    Посмотрите, Элон Маск по степени сумасшествия и человеколюбию превосходит К.Э. Циолковского, а по инженерной мысли — Вернера фон Брауна, но и это не всё!
    Ключ успеха современной техники — качественное программирование, и тут Маск хорош!
    Таким образом, все ключи в одних руках! То есть, наблюдаем на редкость сбалансированный подход к проблемам.
    Маск — человек 21 века №1

  • Анатолий 26.11.2014 at 18:13

    Ув. Петр! Как говорил один персонаж: » Ну, Вы блин , даете!».
    К.Э. Циолковский и Вернер фон Браун- гениальные ИНЖЕНЕРЫ, которые своими руками чертили и создавали!!! А Э.Маск ( при его двух дипломах университета Пенсильвании в области бизнеса и физики)- гениальный МЕНЕДЖЕР, сиречь организатор. Чувствуете разницу? Хотя , может, и ВРЕМЯ такое настало.

  • Дор. Анатолий! Правильно, ещё и менеджер! Но если человек считает себя инженером. то скорее так и есть и наследственность никто не отменял. Вот я считаю себя конструктором транспортных средств. А в этой области в мире «инженеры» отдыхают уже пол века! Обидно до соплей, что просто не с кем поговорить

  • Анатолий 27.11.2014 at 16:59

    Ув. Петр!
    1.По-моему, реализовать свой потенциал конструктора транспортных средств, Вам мешает отсутствие ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Их,кстати, не было и у К.Э.Циолковского, а Вернеру фон Брауну их «подарила» Мировая Война ( что, согласитесь, не каждый день случается). А Элону Маску их ДАЛИ, что наглядно видно из его биографии. Больших Вам возможностей!!
    2.Покажите мне хоть один чертеж с подписью «инженера» Э. Маска. Заранее благодарен.

    • Валерий 08.01.2015 at 18:00

      Уважаемый Петр, если не секрет, и кто же дал Элону Маску такие замечательные возможности?
      Где и когда произошло такое замечательное событие?

      Как известно из биографии Элона Маска в 2002 году он приезжал в Россию, и предлагал Роскосмосу профинансировать отправку на Марс небольшой автоматической оранжереи. О хотел, в буквальном смысле, вырастить цветок на Марсе. Был послан по известному адресу и наши газеты тогда по этому поводу посмеялись. Из бесед в Роскосмосе он уяснил, что наи ракеты только потому так мало стоят, что были разработаны и испытаны ещё в СССР. Его это очень удивило — ведь хорошо знал об успехах компьютерного проектирования и математического моделирования, случившихся аккурат после того, как американцы слетали на Луну. Кстати, поэтому вы абсолютно правы — чертежей с подписью Маска в природе не существует — на SpaceX просто вообще нет чертежей, там система автоматического проектирования от Сименса, чем Сименс очень гордится. Тем не менее отсутствие чертежей не мешает SpaceX делать и запускать к МКС ракеты и корабли.

      Продолжим. Вернувшись из России не солоно хлебавши, Элон Маск регистрирует фирму с громким названием SpaceX, и строит свою первую космическую ракету Фалькон-1. Фалькон никак не хотел летать, но Маск, оказавшись на грани банкротства, его переупрямил. Тут на помощь Маску пришёл один из его друзей, плюс SpaceX получил заказ от МО на 100 миллионов долларов. Заказ он не выполнил, денег этих не получил, но уже в 2005 году задумал более мощную ракету Фалькон-5, и семиместный космический корабль, который должен был опускаться на парашютах в океан. А на следующий, 2006, год в НАСА поняли, что они слишком уж много платят за запуски астронавтов на Шаттлах, и обратились к американским фирмам с просьбой помочь решить эту проблему. SpaceX предложил свои услуги, и был отобран для участия в программе, хотя и не был фаворитом гонки. Так как разработанные в рамках этой программы с помощью НАСА корабли и ракеты становились собственностью разработавших их фирм, одним из ключевых требований было самостоятельное финансирование компаниями не менее половины расходов на разработку. Маск с этим требованием, с помощью своего друга, ставшего соинвестором и совладельцем SpaceX справился, а вот фаворит гонки — нет.

      Ну, далее все известно — 2010 год, первый полет Фалькона, 2012 год — первый рейс Дракона на МКС, 2014 год — SpaceX предъявляет макет пилотируемого Дракона, и, вслед за Боингом, получает контракт на коммерческую доставку астронавтов на МКС.

      Так кто тот добрый гений, кроме, разумеется, отца Элона, славно потрудившегося за девять месяцев до его рождения, кто дал ему возможность добиться всего этого?

  • Дор. Анатолий! Разочарую Вас — нет у меня доступа к чертежам Э. Маска.
    Так, может быть, что я не прав, но вероятность этого мала.
    По жизни возможно 2 варианта быть менеджером:
    1. обладать знаниями по взаимосвязи физических эффектов и строить своё дело, другими словами — понимать степень лукавства подчинённых.
    2. лезть к инженерам в мозги (хотя бы и с помощью пыток) и в результате оказаться не обманутым — довести дело до конца.
    Как меня учили, инженер тот, кто может рассчитать (а не только начертить) болт.

  • Анатолий 27.11.2014 at 21:27

    Не будем спорить! Ясно одно- зерна Таланта упали на благодатную почву (читай ВОЗМОЖНОСТИ). Результат, как говориться , на лице.
    Мои пожелания остаются в силе!

  • Андрей Гринченко 02.12.2014 at 00:24

    В одном из интервью Маск прямо говорит что обязательно САМ изучает вопрос, что бы понимать что ему предлагают инженеры. Для изучения вопроса он читает фундаментальные труды в области которой происходит проектирование. Реактивные двигатели, сопромат итп. Сам Маск характеризует себя как инженер. Степень по физике позволяет ему разбираться детально в технических вопросах всех его детищ. Это ключевое преимущество и главное отличие от Джобса. Маск это Джобс и Возняк в одном лице! Это и делает его таким успешным.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: