Илон Маск утверждает, что на электромобиле Tesla можно проехать от Пекина до Тибета, правда, сам этот маршрут еще не освоил. В Гонконге с 23 по 30 января проходит мероприятие, посвященное стартапам и их финансированию, — StartmeupHK Venture Festival 2016. Несколько лет назад власти Гонконга решили создать экосистему для запуска новых проектов — в 2015 году их число выросло почти вдвое.  26 января StartmeupHK посетил сам Илон Маск (Elon Musk) — основатель Tesla Motors (электрокары) и SpaceX (космические аппараты). 40-минутный разговор Маска с корреспондентом CNN Кристи Лу Стаут (Kristie Lu Stout) вызвал небывалый ажиотаж. Организаторам пришлось увеличить втрое количество посадочных мест — желающих увидеть живьем «звезду» Кремниевой долины превысило 1000 человек.

Маску интересен Китай. Речь на встрече шла о развитии рынка электрокаров и сети зарядных устройств для них. Маск увлеченно рассуждал об автомобилях без водителя (self-driving cars), покорении Марса (его любимая тема). А вот от вопроса «Как стать Илоном Маском?» растерялся — он взял продолжительную паузу, чтобы как-то сформулировать ответ (эмоции хорошо виды на ролике; см. ниже).

«Гонконг — город с самым большим парком электромобилей Tesla. Мы очень воодушевлены сотрудничеством с Гонконгом», — начал Маск (зал отреагировал бурными аплодисментами). Если в 2010 году в Гонконге было 100 единиц, то сейчас — 4 198. Дела идут настолько хорошо, что 25 января Маск устроил специально для Гонконга Tesla-шоу.

Что избавит города от пробок

И как ваш бизнес продвигается в Гонконге? Что сейчас на повестке дня?
— Дальность поездки Tesla — важнейший фактор. Он должен «уравновешиваться» количеством зарядных устройств в городе. И этот вопрос мы обязаны решить в условиях плотно населенного города. Чем больше электромобилей на дорогах, тем больше мест нужно для зарядных устройств. В идеале ты должен иметь возможность заряжать машину дома и в офисе — как мобильный телефон. Но с этим и есть проблема, поскольку большинство жилых зданий не предназначены для таких задач. В гаражи не заведено такое количество энергии. И вопрос подведения [дополнительной] электроэнергии к жилым зданиям — специально под машины — является очень сложным. Мы развертываем сеть суперзарядных устройств (Tesla Supercharger), которая предназначена для тех, кто перемещается на дальние расстояния, и уезжает далеко от дома или офиса. Над этими вопросами мы работаем с Гонконгом.

Высокая цена на топливо — один из факторов, почему люди стали пересаживаться на гибридные машины и электрокары. Сейчас цены на нефть находятся в свободном падении. Что это значит для индустрии [электромобилей]?
— Это, несомненно, делает переход [от бензиновых машин к электрическим] более трудным. Но то, что мы делаем, это машина, которую ты захочешь купить, независимо от цены на нефть.

И мы видим, что это машина, которая не только защищает окружающую среду, но и просто машина, которую хочется купить…
— Да. И я часто даю совет людям, которые только-только запускают проект: дайте клиентам то, что они полюбят. Если ты принимаешь это во внимание, то твой бизнес будет успешен. Это насколько редко, когда ты покупаешь вещь и влюбляешься в нее. Лично я к этой категории могу отнести совсем немного вещей.

Китай — крупнейший рынок автомобилей, а также — растущий рынок электрокаров. При этом он занимает лидирующие позиции по выбросам углекислого газа, что видно невооруженным глазом в Пекине зимой. Китаю нужны ваши технологии. Как думаете, Китай в курсе, что он в вас нуждается?
— Да, несомненно, Китай про нас знает. И я уже встречался с высокопоставленными членами правительства Китая. И министр финансов недавно упомянул Tesla в одной из своих речей [совсем недавно Маск жаловался, что продажи Tesla в континентальном Китае идут слабо]. И это хороший пример. Мы сделали технологии производства Tesla публичными. И теперь любая компания в Китае может начать производство электромобилей.

Tesla Model S
И то, что вы делаете, еще раз подчеркивает значимость темы, которая обсуждалась в Париже на конференции по изменению климата: следует ли развитым странам помогать развивающимся в части защиты окружающей среды?
— Я согласен. Кстати, Китай очень хорошо развит для развивающейся страны. У Китая, по крайней мере, поезда гораздо лучше, чем у США (смех). Недавно у меня был личный опыт прокатиться на высокоскоростном поезде из Пекина в Сиань — ездил туда смотреть терракотовых воинов… Шанс для Tesla — это найти в Китае партнера, и решить с ним все «локальные» вопросы.

Пробки — одна из главных проблем в таких городах как Пекин. Я сама стояла в этих пробках. И это просто ужасно. Tesla может ехать на автопилоте?
— На сегодня автопилот хорошо функционирует в двух сценариях. Или на высокоскоростной трассе, где нет много машин и полосы свободны. Или — в очень плотном трафике. Я, конечно, не рекомендую, но в принципе вы можете читать книгу или писать е-mail. Это следует из моего опыта… Хотя нет… так люди говорят (смех).
… Люди недооценивают тоннели — и это фундаментальная проблема. Мы строим города в трехмерном пространстве: все эти здания, где этажи, стены, лифты. При этом дороги «живут» в двухмерной реальности. И пробок в этой ситуации не избежать. Но если у тебя есть тоннели, то ты можешь перевести дороги в 3D-режим: можно построить огромное количество пересекающихся тоннелей на разных уровнях, что избавит от пробок. И насколько я знаю, Гонконг строит сеть тоннелей.

— Но если говорить о 3D-режиме, то, может быть, стоит пересесть на летающие машины?
— Да, можно… (смех).

— Но это еще не скоро произойдет?
— Звучит, конечно, круто — летающие машины. Но от них много ветра и шума.

— Вот вы и решите эту проблему! (смех)… Мы уже говорили о станциях подзарядки, которые могут быть установлены в Гонконге. В континентальном Китае спрос может быть намного выше. Какие ваши планы в этом направлении?
— В настоящее время вы можете проехать по территории Китая на электрокаре практически в любом направлении, используя сеть Tesla Supercharger. К примеру, можно прокатиться на Model S от Пекина до Тибета.

Вы сами-то по «брутальному» Китаю на Tesla ездили?
— Нет (дружный смех).

Бюджетный вариант Tesla — Model 3. Что можете рассказать о ней? Как она будет выглядеть?
— Я вам [детально] не скажу, как она будет выглядеть, только если в общих словах — это уменьшенная версия Model S. Она не будет такой мощной, но зато будет примерно вдвое дешевле [$35 000].

С появлением такой дешевой модели электромобили станут мейнстримом. Тогда и другим автопроизводителям надо будет перестроиться.
— Да, задача — улучшить транспорт. У нас есть совместные проекты с Toyota, Mercedes. Окончательной целью этого сотрудничества является создать «зеленый», экологически чистый транспорт. И мне очень приятно слышать, когда другие компании приобщаются к разработке электромобилей.

В Китае есть автомобильные компании, интересные вам?
— Я не особо думаю о том, что делают мои конкуренты. Я сфокусирован на том, чтобы самому делать максимально качественное изделие. Это как в марафоне: не оглядывайся на других бегунов — просто беги сам

Если эту метафору развить: вы не боитесь, что китайский бегун выйдет на дистанцию? (смех, переходящий в аплодисменты).
— (пауза) Как бы я ни ответил на этот вопрос, я не проиграю.

Приведите пример инновации ‘Made in China’, которая вам показалась «wow!».
— Социальные сети — WeChat, WeiBo.

А у вас есть аккаунт WeChat? Пользуетесь?
— Да.

Я пользуюсь WeChat, когда нахожусь в континентальном Китае. Вы что WeChat пользуетесь в Кремниевой долине?
— Я его использую, чтобы разговаривать с людьми из Китая. Мне нравится. Alibaba тоже интересная вещь.

Вы пользуетесь Alibaba?
— Нет (смех).

Руль в автомобиле будет по спецзаказу

Недавно у меня была дискуссия в Пекине с группой инженеров. И возник вопрос: может ли в Китае появиться свой Илон Маск? Ответ был: нет. Один из участников дискуссии аргументировал это тем, что это невозможно из-за системы образования в Китае — «из-за зубрежки». А вы, Илон Маск, что можете сказать по этом поводу?
— Я, на самом деле, знаю очень успешных предпринимателей в Китае. Инновация возникает от того, что вы подвергаете сомнению то, что было сделано раньше. И система образования не заточена под то, чтобы делать предпринимателей.

Как насчет инноваций в Tesla? Мы уже знаем про функцию «парковка без водителя в гараже» Summon. Tesla уже на пути того, чтобы стать автомобилем без водителя?
— Да, я полагаю, что вся автоиндустрия об этом думает. Через 10-15 лет все автомобили будут self-driving.

Прямо все автомобили?
— Все новые автомобили. По дорогам ездит порядка 2 млрд автомобилей. И 100 млн каждый год добавляется новых, т.е. примерно 5% от общего количества. В течение 10-15 лет количество новых машин не будет, конечно, доминирующим.

Из всех новых выпущенных машин сколько будет иметь привычный руль?
— Наверное, будет какой-то вспомогательный руль, который будет «выскакивать» при необходимости. Если смотреть на более далекую перспективу, то, конечно, никакого руля уже не будет. Если только по спецзаказу (смех). Если я так думаю, это не значит, что именно так и будет (смех). Но к этому все идет. Например, в каждом лифте раньше стоял оператор. Вы заходили, и лифтер нажимал кнопки. Сейчас никакого вспомогательного персонала в лифте не увидите. Я думаю, что с машинами случится то же самое.

Как будет построено взаимодействие потребителя и автомобиля в будущем? Человек будет выбирать личный автомобиль или наступит эра каршеринга [carsharing]?
— Я думаю, что большинство людей предпочтет собственную машину. Точный процент вам не скажу — в районе 60-70%. А остальные выберут каршеринг. В принципе, и люди с личным авто будут прибегать к каршерингу.

Вы видите в этом угрозу для своего бизнеса?
— Нет. Я считаю, что просто надо делать хорошие self-driving cars.

Это будет дополнительная опция для покупателя?
— Да, как дополнительный функционал, который в будущем станет очень важным. В ближайшем будущем автомобиль без такой функции станет подобием лошади — для удовольствия, но не для передвижения.

Tesla Model X
Tesla с «крыльями», Tesla грузовик

Давайте поговорим о футуристической машине Model X. Вопрос, который возникает у гонконца: как же ее парковать в гараже? У нее двери-крылья — Falcon Wings, которые поднимаются вверх при открытии.
— Falcon-двери установлены на двойных петлях. И они, на самом деле, требуют меньше места для открывания, чем обычно используемая дверь.

Машина выглядит прекрасно и напоминает мне о любимом фильме «Назад в будущее», в котором была машина DeLorean с дверями, открывающимися вверх. При этом у Model X дизайн для удобства человека. В чем ее «фишки»?
— Двери-крылья разработаны для улучшения доступа в салон автомобиля и посадки на третий ряд. Вообще, в машинах часто есть третий ряд, но до него напрямую добраться очень трудно: надо сложить второй ряд кресел, кто-то должен пододвинуть свое кресло. Если детское кресло установить на второй ряд сидений, то оно усложняет вход-выход с третьего ряда. Наша дверь позволяет садиться сразу на третий ряд, даже если на втором ряду есть детское кресло. И если вы пытаетесь усадить ребенка, то с дверями-крыльями это намного проще. Раньше уже предпринимались попытки решить проблему доступа в салоны минивэнов за счет сдвигающейся двери. Но такие двери вынуждают идти на некрасивые решения в дизайне. Поэтому все минивэны похожи друг на друга.

Хочу поблагодарить за дизайн для мам (аплодисменты).
— Думаю, что родители оценят Model X… Мы постоянно получаем предложения от наших клиентов. И один из клиентов в Гонконге попросил модифицировать двери-крылья, чтобы при сильном дожде они еще и выполняли функцию зонта. Мы над этим работаем.

Люди еще говорят о «водоплавающей» Tesla…
— Это какие-то фантазии — мы ничего такого не разрабатываем. Думаю, что рынок для подводных автомобилей найдется. Но этот рынок будет небольшой (смех).

Как насчет грузовика Tesla?
— Да, скорее всего, мы сделаем грузовик. Но подробностей пока нет.

Tesla — это ваш «конек». Вы сделали электромобиль. И вы, по вашим словам, старались сделать его идеальным. Как же выглядит идеальный автомобиль?
— Я не знаю, как сказать точнее. Но вы стараетесь сделать каждый элемент автомобиля настолько безупречным, насколько это возможно. И это всегда перфекционизм.

Вы еще увлечены солнечной энергией. Я понимаю солнечные панели в Калифорнии, где всегда солнце, большие крыши домов. Но в таких местах как Гонконг — вертикальный город с плотным заселением — какой смысл в этих панелях?
— Я согласен, что в плотно заселенных городах солнечные панели на крышах это не лучший вариант. Но Китай располагает огромными незаселенными территориями. Значительная часть населения сосредоточена вдоль побережья, а внутри страны — пусто. Таким образом, можно легко обеспечить весь Китай солнечной энергией.

Весь Китай солнечной энергией?
— Да, легко.

Самую населенную страну в мире, да?
— Да (смех, переходящий в аплодисменты).

Марс как неизбежность

Давайте поговорим про SpaceX. Вы глава SpaceX и заявили, что ваша цель — отправить людей на Марс. Почему Марс? Чем он важен?
— Это решение мы должны принять как цивилизация. Какое будущее мы хотим для себя. Это фундаментальный вопрос. Будущее, в котором мы откроем одну планету, только потом другую, а затем третью? Или мультипланетарное будущее?

Марс — это следующий естественный шаг [развития человечества]. Если мы примем это решение, то космическая технология шагнет вперед. Даст нам со временем возможность организовывать колонии-поселения на дальних планетах и за пределами Солнечной системы. Плюс защитная функция — это возможность сохранить человечество. Но что меня, на самом деле, вдохновляет, так то, что это — невероятное приключение.

Нужны вещи, которые возбуждают и зажигают: когда просыпаешься не для решения мелких проблем, а чтобы заниматься чем-то великим
Я вижу, что вы хотите вдохновить людей это — не просто какие-то странные хаотичные мысли.
— Если спросить у людей о значимых событиях ХХ века, то они одним из первых назовут лунную программу Apollo.

Скажите, когда будет пилотируемая миссия SpaceX? И когда вы сами улетите на Марс?
— Мы довольно близко подошли к тому, чтобы отправить астронавтов на корабле Dragon V2 на МКС. Пока по расписанию это 2017 год. А потом у нас будет следующее поколение ракет и кораблей — после Falcon и Dragon. Чуть позже в этом году я хочу рассказать об архитектуре этих летательных аппаратов — на конгрессе в Мексике. Я и бы сам не отказался слетать на МКС. А что касается полета на Марс, то, я рассчитываю, что он состоится примерно через 20-25 лет.

Это же почти «за углом». А вы тренируетесь, чтобы быть готовым для полета всей своей жизни?
— Это довольно тяжело, если честно.

Мы уже посмотрели фильм «Марсианин» и поняли, что трудно и туда попасть, и там выжить. Не думаете ли вы отказаться от этого?
— Почему же? Но полет на Марс — это точно будет трудно и опасно. И все что угодно может произойти.

Может быть, в этом весь вы? Как в песне группы Pink Floyd, не хотите жить в «комфортной заморозке». Берете огромные риски, занимаясь такой индустрией, давая миру что-то новое. И именно поэтому столько людей пришло на встречу с вами, чтобы услышать что-то новое. Люди хотят быть похожими на вас.
— Правда? (смех)

И для пользы человечества было бы неплохо иметь больше Илонов Масков. Что же нам сделать, чтобы стать похожими на вас, Илон?
— (долгая пауза) Открытие компании — это волнительно первые месяцы, а затем наступает реальность: процессы начинают идти не так, как запланировал, технологии не работают так, как ты хотел. И несколько лет все это очень болезненно (растерянный Маск с 1.52 — рекомендуем посмотреть, очень мило).
Спасибо, что напомнили нам о том, что реальность может быть жесткой и недружелюбной. Запуск стартапа — встреча с этой самой реальностью. У вас нет опасения, что в вашем или следующем поколениях не найдется людей, которые смогли бы достойно встретить новые вызовы?
— Кто-то обязательно появится. Я думаю, что великие предприниматели рождаются каждый день. И мы еще увидим невероятные компании. Но я всем хочу сказать, что начальный период у любой компании — сложный. И если люди будут сфокусированы на своих услугах, продуктах, которые устраивают их клиентов, то у них все получится. Если ваш клиент вас любит, шансы на успех возрастают.

Какие у вас есть идеи, которые могли бы подхватить молодые предприниматели?
— Очень много возможностей в электрифицированном транспорте — например, электрические самолеты. В генетике — когда можно будет лечить заболевания, ключ которых кроется именно в генетике. Думаю, люди только начинают понимать значение «brain-computer interface» [система для обмена информацией между мозгом и электронным устройством]. Также интересно все, что связано с искусственным интеллектом.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: