Американскому предпринимателю Элону Маску, иконе, легенде и сверхчеловеку, любой оптимист, увлеченный достижениями научно-технического прогресса, уже готов доверить свое будущее. А вот с позиций скептика проекты Элона Маска учат не совсем тому, что кажется на первый взгляд. Его достижения сами по себе являются суммой существующих технологий и решений, в том числе тех, от которых отказались его конкуренты и предшественники. И тем не менее он знает, как превратить все это  в объект восхищения и вожделения. Бизнес Маска – своего рода философский камень алхимика, который превращал серый свинец в сверкающее золото.

SpaceX – повторение пройденного.

История компании SpaceX, основанной в 2002 году, показательна. Сам Элон Маск вложил в нее $100 млн, еще столько же вложили другие частные инвесторы. Компания предложила NASA своей проект и получила деньги на его развитие. Затем появились другие контракты от той же NASA, вплоть до $4 млрд. И здесь нет ничего удивительного, ведь по аналогичной схеме работают и другие компании (например, Lockheed Martin). Как нет ничего удивительного и в том, что делает SpaceX.  Да, орбитальный модуль Dragon действительно летал к МКС и даже пристыковывался. Только вот пристыковывался он не сам по себе, а его пристыковывала канадская рука-манипулятор, которой управлял астронавт. То есть технология автоматической стыковки, впервые реализованная советскими специалистами еще в 1967 году, у космического проекта Маска до сих пор не освоена.  Еще более раскрученное достижение SpaceX – вертикальные взлеты и посадка ракетного модуля Grasshopper («Кузнечик»). На видеороликах видно, как ракета взлетает вертикально на несколько сотен метров, отлетает в сторону и садится на столбе пламени. Эти ролики заполонили сеть и вызвали волну восторгов. Восторги понятны, ведь это на первый взгляд прямо-таки ожившая научная фантастика.                                                 01_muskфото: слева – Delta Clipper, 1990-е годы; справа: Grasshopper SpaceX, 2010-е годы

Но ведь были и другие «кузнечики», которые и летали повыше, примерно до трех с лишним километров, и совершали всякие сложные маневры. Это, например, проект компании Lockheed Martin под названием Delta Clipper, который активно развивали в 1993–1996 годах, еще в доинтернетовскую эпоху. Посмотрите: старые видео полетов «Клиппера» впечатляют много больше, чем прыжки «Кузнечика». Благодаря этим прыжкам о SpaceX знают гораздо больше, чем о таких компаниях, как Orbital Sciences, которая также работает с NASA в рамках программы коммерческих орбитальных полетов и в рамках этой программы лишь несколько отстает от SpaceX.Зато в общем зачете эта компания, основанная еще в 1982 году, выполнила более восьмисот запусков. Ей принадлежат такие разработки, как ракета воздушного запуска Pegasus, ракеты Taurus и Minotaur. В целом SpaceX не создавала рынок коммерческих запусков, она пришла на него тогда, когда NASA уже склонялась к отказу от системы Space Shuttle и выбрала политика диверсификации своих заказов в конкурентной среде.

Tesla Motors – собрать лучшее для немногих.

Когда говорят об автомобиле Tesla, часто применяют самые восторженные эпитеты. Чудесный дизайн, отличная энерговооруженность, позволяющая буквально улетать с места, разгоняясь до 100 км/час за неполные 5 секунд, высокая дальность поездок – все это поражает воображение. Это настоящий смартфон на колесах, мечта гика. Для большинства автомобиль Маска действительно только мечта. Цена на машину в США составляет $85 тысяч, но на практике – с опциями все $100 тысяч. Это стильная выездная автомашина для обеспеченных людей. И это прежде всего коммерческий прорыв, но никак не технологический. С точки зрения технологии и в том числе анонсированной системы замены батарей на специальных станциях, Tesla Motors далеко не в первых рядах. Еще в 2008 году израильский стартап Better Place показал систему быстрой смены батарей QuickDrop для французских седанов Renault Fluence Z.E. К июлю 2011 года сформировался консорциум EasyBat, в который вошли еще девять немецких, израильских и голландских научных центров и компаний. Оптимизм был связан с положительным опытом эксплуатации станций Better Place в Токио и в Израиле. Better Place начала строить станции батарейного сервиса в Израиле и Дании – странах маленьких по площади, но с высоким уровнем «зеленого сознания», высоким уровнем жизни и значительной долей альтернативной энергетики. Электрическая Renault Fluence с запасом хода на 185 километров (чего вполне достаточно для Израиля и Дании) была предложена по цене около $37 тысяч, то есть практически в треть цены Tesla S.                                                                              02_muskRenault Fluence Z.E. – пионер технологии быстрой смены батарей. 

Предполагалось, что к 2016 году будет продано около 100 тысяч таких машин, но на практике все получилось иначе: в мае 2013 года было продано всего около трех с половиной тысяч электрических Renault Fluence, и практически одновременно Better Place объявила о банкротстве. Но альянс Renault-Nissan не собирается отказываться от внедрения электромобилей и готовит к выпуску дизайнерское двухместное купе DeZir, которое тоже будет использовать систему Quick Drop. Всего же альянс Renault-Nissan выпустил уже более 100 тысяч электромобилей. Так что и тут Элон Маск идет хоть и в группе лидеров, но не первым.                               «Сможет ли Tesla Motors создать для своих машин коммерчески рентабельную сеть электрозаправок по всей Калифорнии? Без сомнения. Но сможет ли она добиться успеха в масштабах всех штатов и тем более в Европе, – большой вопрос.»                                                                                                                                 В современных электромобилях самая дорогостоящая часть – это батареи. Дешевле батареи – меньше запас хода. Вот парадокс: экономичный электромобиль по карману тем, кто может не экономить на бензине, а вот тем, кому экономия важна, Tesla S как раз не по карману. Но погоду на рынке делают не тысячи и даже не десятки тысяч машин, а десятки миллионов. Не будем говорить про разницу цен и оригинальную систему торговли эмиссионными кредитами, которая принесла компании за первый квартал $68 млн, а также про государственные субсидии покупателям Tesla, которые достигают четверти миллиарда долларов – по сути, все налогоплательщики помогают калифорнийским богачам приобрести машины. В конечном счете такие правила игры установили сами Штаты и федеральный центр в Вашингтоне, так что Элон Маск удачно ими воспользовался, и правильно сделал.

Генератор проектов.

Следующие группы идей и проектов Элона Маска можно отнести к разряду «прожектов» – они в принципе возможны технически, но их экономическая основа и потенциал под большим вопросом.                                                                       1. Hyperloop, новый вид транспорта, который в середине августа презентовал Маск, на самом деле является далеко не новой идеей. После того как в 1853 году в Лондоне появилась первая пневмопочта, появились и прожекты по переправке людей по трубам. Ближе всего к Hyperloop находится проект российского физика Бориса Вейнберга из Томского технологического института. Ученик Дмитрия Менделеева, Борис Вейнберг был весьма разносторонним ученым и в 1911–1913 годах разработал первую в мире модель трубопроводного транспорта на магнитной подушке. 03_muskВейнберг активно пропагандировал свою разработку. С началом Первой мировой войны он презентовал свой проект в США, где опубликовал в связи с этим несколько статей (Five Hurdred Miles an Hour / В. Р. Weinberg // Popular Science. Monthly. 1917. № 90, рр. 705–708).                                                                               «Идея Вейнберга хоть и обогнала свое время, но все же уже воплощена в жизнь в Китае, правда, там поезд движется не в трубе, а на плоской поверхности. Таким образом, Маск вдохнул новую жизнь в проект столетней давности, но осенил его сиянием своей славы.»                                                                                                   Менее года назад, после вручения ему специальной золотой медали от британского Королевского сообщества аэронавтики за вклад в развитие коммерческого освоения космоса, Маск рассказал, что мечтает о создании  на Марсе самоподдерживающейся колонии (например, на 80 тысяч человек), и пояснил, что само путешествие на Марс для людей будущего могло бы стоить около $500 тысяч. Его успехи в продвижении этой идеи побуждают и других двигаться тем же путем: так, голландцы из компании Mars One предлагают желающим отправиться на Марс в один конец на модернизированных кораблях Space Dragon. И хотя лететь на Марс в общем-то еще не на чем, добровольцев уже полно.                                                       2. Колония на Марсе кажется вообще полной фантастикой, однако, когда о ней мечтает бездельник на диване – это одно, а когда выдающийся инноватор нашего времени – совсем другое.                                                                                                     3. Ну и самая последняя идея Маска – голографический интерфейс, аналогичный тому, что использует Тони Старк, он же «Железный человек». Тут вообще все вдохновляются друг другом: Элон Маск появляется в «Железном человеке – 2», создатель трилогии про «железного человека» вдохновлялся карьерой и личностью Элона Маска. Правда, не совсем понятно, зачем нужен реальный прозрачный трехмерный интерфейс, висящий в воздухе: ведь человеческий глаз очень не любит расфокусированные объекты, когда надо настраиваться на то, что близко, и то, что далеко одновременно. Система из «Обливиона» гораздо практичнее, хотя, конечно, не так впечатляюще выглядит. Возможно, именно поэтому Элон Маск ею и не вдохновился.

Маск – не изобретатель.

Элон Маск не является в полной мере изобретателем. Его проекты базируются на разработках, которые были созданы ранее, он внимательно изучает опыт предшественников и конкурентов.                                                                                 «Все по отдельности у Элона Маска уже где-то было. Но предприниматель смог сделать то, в чем не преуспели остальные: он монетизировал мечту человека о будущем.»                                                                                                                               Мы хотим полететь на орбиту не за $30 млн, мы хотим иметь электромобиль, который не останавливается у каждой розетки, мы хотим иметь интерфейс как в фантастических фильмах. Мы хотим иметь будущее уже сегодня. И Маск дает эту возможность. Неслучайно он работает в Калифорнии, не только высоконаучном штате, но в мировой столице кино. Здесь рождаются мечты, здесь их делают реальностью. Маск подает пример, как нужно двигаться вперед. И то, что мир будет ездить в массе своей на электромобилях от известных автомобильных брендов, а не на Telsa, летать в космос на более доступных альтернативах SpaceX и пользоваться аналогами китайских транспортных систем, забыв про Hyperloop, никак этому не противоречит.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: