За свою короткую, одиннадцатилетнюю историю, SpaceX прошла путь от крохотной фирмы, состоявшей из нескольких любителей ракетной техники, и возглавляемой парнем, ранее создавшим компанию для перевода денег по интернету, до того, чтобы стать нашим лучшим шансом на создание базы человечества на Марсе. Попутно она умудрилась создать самые дешевые ракеты из всех, которые мы когда-либо видели. Теперь, когда SpaceX заявляет, что она может запускать спутники для Пентагона за 90 миллионов долларов, в то время как ее ближайший конкурент ULA требует за такие же запуски 380 миллионов, все только привычно кивают, как будто так и должно быть. Причины, по которым SpaceX может предоставлять свои услуги за четверть от цены, назначаемой конкурентами, заключаются в неприметной на первый взгляд особенности: компания производит практически все компоненты своих ракет сама и имеет минимальную бюрократию, особенно в сравнении с тем ее уровнем, который является нормой в этой отрасли. Такое объяснение, хотя и точное по сути, является обманчиво простым. Что имеется ввиду на самом деле, когда говорится, что «она все производит сама»? И почему у нее это выходит настолько дешево? Следить за развитием SpaceX — это само по себе довольно захватывающий процесс. Попытки компании посадить первую ступень ракеты Falcon 9 на баржу посреди океана не раз заставляли мой пульс биться быстрее, но при этом редко кому удавалось заглянуть внутрь завода SpaceX в Калифорнии, чтобы посмотреть на все, что там происходит, собственными глазами. В биографии Элона Маска, написаной Эшли Вансом (Ashlee Vance), которая должна выйти на следующей неделе, мы узнаем, насколько одержим Маск и его инженеры процессом минимизации ненужных расходов везде где только можно, новым и нестандартным подходом к давно, казалось бы, решенным вопросам, и мотивацией своих людей к такому, что на первый взгляд кажется невозможным.  «В дополнение к производству собственных двигателей, ракетных ступеней и космических кораблей, SpaceX сама делает материнские платы, микросхемы, датчики вибрации, бортовые компьютеры и солнечные панели”, — пишет Ванс. “Экономия от использования, к примеру, радиоприбора собственного изготовления колоссальная, цена снижается с 50 — 100 тысяч за стандартный образец, используемый другими авиакосмическими компаниями, до пяти тысяч за собственный прибор такого же предназначения, сделанный самой SpaceX.“ История SpaceX, в том виде, в каком она рассказана Вансом, и о чем я еще буду продолжать рассказывать дальше на протяжении следующей недели, это, в общем-то, история о человеке, сделанном из того же теста, что и Стив Джобс. Им движет маниакальное стремление к тому, чтобы все вокруг старались делать самое лучшее, на что они только способны, пусть даже это и достигается за счет наступания на горло личным переживаниям и своему свободному времени. «Для мечты не жалко ничего». Мы уже говорили о том, что же, собственно, является “мечтой” в ближней перспективе: многоразовая ракета-носитель, способная к частым регурярным полетам, такая, которая в почти буквальном смысле сделает невозможным для всех остальных, включая фирмы-гиганты с глубокими карманами и солидными государственными контрактами, составить фирме Элона Маска конкуренцию, если только они не последуют по ее стопам. Пока же SpaceX готова на любые, пусть даже кажущиеся сумасшедшими, шаги, для того, чтобы уменьшить стоимость своей ракеты Falcon 9, неважно, в многоразовой она версии или нет. “Мест на ракете, где есть возможности сократить расходы подобным образом, десятки, если не сотни”, — пишет Ванс, имея ввиду пример с радио за пять тысяч, которое, как и многие другие компоненты ракет SpaceX, были собраны из доступных на потребительском рынке деталей. Но как узнать, насколько хорошо будет работать «радио-за-пять-тысяч» по сравнению с проверенным временем, специально разработанным для ракеты прибором? Как сделать компьютеризированый блок авионики за десять тысяч долларов, когда другие компании используют блоки с подобной функциональностью со стоимостью порядка десяти миллионов? Ответ прост – поставить и тот, и другой на одну ракету. Пока мы все наблюдали за запусками Фалконов и попытками посадки первой ступени, SpaceX тайно проводила десятки экспериментов с ракетами. Никому об этом не рассказывая, она рутинно устанавливала «дешевые» компоненты бок о бок с «дорогими», и сравнивала параметры работы обоих. Потом, после запуска, инженеры компании анализировали полученные данные. Как только SpaceX могла подтвердить приемлемые характеристики для деталей собственной разработки и изготовления, она сразу заменяла ими «чужие», пишет Ванс. Маск, конечно же, проделывал тоже самое и в своей автомобильной компании Tesla, но именно в SpaceX он не только впервые доверился людям, не имеющим прежнего опыта в создании компонентов для настоящей космической ракеты, он требовал, чтобы изделия, которые будут созданы ими, были лучшими в своем классе и при этом стоили бы абсурдно малые, по меркам авиакосмической индустрии, деньги. И все это им требовалось проделать в абсурдно короткие сроки.» Ванс рассказывает про случай из 2004 года, когда Маск попросил Стива Дейвиса (Steve Davis), нынешнего директора отдела разработок передовых технологий в SpaceX, найти производителя силового привода для второй ступени ракеты Falcon 1. Дейвис, естественно, нашел производителей, которые могли бы сделать для него требуемый электромеханический привод. Цена, которую они запросили, была сто двадцать тысяч долларов. “Элон рассмеялся”, — говорит Дейвис. Он сказал: “Эта штука не сложнее механизма для поднятия гаражной двери. У тебя есть на всё пять тысяч. Давай, вперед”. Дейвис провел следующие девять месяцев за разработкой и производством этой штуки, обошедшейся ему в результате в три тысячи девятьсот долларов. Повторите этот процесс еще несколько сотен раз, и вы получите ракету, которая дешевле, и, как показывает время, настолько же надежна, как и любая другая из имеющихся.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


8 Comments

  • Писателям только верить или сколько Дейвис у Маска в час зарабатывает:)
    Итак: Дёйвис работал над штукой 9 месяцев, что весьма правдоподобно для
    «механизма для поднятия гаражной двери». Маск оценивает его работу в $3900.
    Девис наёмный работник и его день — 8 часов, а в месяце таких положим 20 (Девис может иметь проблемы в личной жизни). Перемножаем 8*20*9=1440(ч), режем капусту на часы 3900/1440=$2.71

    • Это если нужна одна такая штука.
      А если их по несколько штук на ракете, то лучше вложиться в разработку, что бы потом их производить по 3900. Чем покупать каждую, по 120000.

    • Вы не так поняли, Петр, мне кажется! 🙂 Эта штука в производстве стоит 3900$, это не затраты на разработку, испытания и зарплату Дейвиса. Конечно же, Дейвис зарабатывает немало, гораздо больше 3$ в час, и за эту разработку ему выплатили, полагаю, вполне достойно. Просто задача была поставлена так: сделать привод, который у поставщиков стоит 120 000$, который будет выполнять те же функции, будет также надежен и будет обходиться не более 5000$ за штуку. У Стива Дейвиса получилось даже дешевле! За что ему отдельный респект! 🙂

  • Дмитрий 18.05.2015 at 07:06

    Пётр, 1440 часов это время, которое понадобилось на создание этой штуки.
    Время, которое затратил Дейвис гораздо меньше, ведь нигде не сказано, что эти 1440 часов он занимался ТОЛЬКО ЭТОЙ штукой.

  • В таком случае Эшли Ванс рекламный писатель и толковой информации из его книги извлечь нельзя.

    • Петр Вы походу на автовазе конструируете — уж слишком тугой ум у Вас для понимания элементарных вещей, даже не можете понять о чем в простенькой статье говорится, как Вы вообще что-то можете сконструировать?

      • Жека, я исхожу из того, даже Вернер фон Браун пожиже Маска будет. Так Браун все статьи про себя редактировал, не только потому что был эсэсовцем и боялся за свою жизнь, а потому, что общество должно было воспринять его космические устремления. Тем более, Маск не допустит ни одной лишней цифры про себя!
        Смысл простенькой статьи — откаты не просто пресекаются на корню, следом идёт предложение поработать за $3 в час. Судя по его личному примеру, менеджмент должен жить не на зарплату, а на доходы от акций.

  • Петр просто хочет показать, что не всё так просто, как пишут журналюги. Цена привода у конкурентов как раз учитывает стоимость разработки. Если надо много приводов — можно продавить поставщика на оптовую цену. Можно скопировать наконец. Мне как инженеру, диковато читать про собственные платы и тп. Так ракету надо столетиями конструировать…

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: