Эта компания, которая занимается солнечной энергетикой, меняет мир прямо сейчас. Мир одержим Илоном Маском и его проектами — прежде всего, электромобилями Tesla (NASDAQ: TSLA) и производителем космических ракет SpaceX. Но, вероятно, самое важное и интересное предприятие иммигранта из Южной Африки все еще получает незаслуженно мало внимания со стороны прессы. SolarCity ставит перед собой цель покрыть все крыши Америки солнечными панелями. Можно провести очевидные параллели между Илоном Маском и Генри Фордом. Маск — председатель совета директоров SolarCity (NASDAQ: SCTY), а его двоюродные братья, Линдон и Питер Рив, занимают кресла генерального и технологического директоров, соответственно. Когда дело доходит до создания новых отраслей промышленности, внедрение уникальной технологии — только начало. Инновации в бизнес-моделях и процессах могут быть столь же важны, как и изначальный момент «Эврика!». Генри Форд не изобретал двигатель внутреннего сгорания. Однако он объединил вместе и усовершенствовал комбинацию процессов, методов и инструментов. Форд создал суперэффективную сборочную линию, вертикально интегрированное и масштабируемое производство. Он проводил смелую кадровую политику и применял передовые методы финансирования. Благодаря этому автомобиль превратился из игрушки для богатых в утилитарное средство передвижения для среднего класса. Tesla оказалась пионером в области нового способа реализации автомобилей напрямую покупателям — в обход дилеров. Сегодня компания пытается создать вертикально интегрированное производство и строит для этого гигафабрику аккумуляторов. Однако сейчас Tesla находится там же, где компания Форда была в 1903 году (до появления модели Т) — продает малое количество очень дорогих спортивных машин богатым клиентам. Капитализация SolarCity меньше, чем у Tesla (5,7 млрд долларов против 34 млрд), при этом обе компании пока остаются убыточными. Однако экономическое влияние SolarCity выше. Сейчас в ней работает более 12 тыс. человек, и, по словам Линдона Рива, это число каждый месяц возрастает на 500 сотрудников. Ежеквартально Tesla продает по всему миру около 12 тыс. автомобилей. С другой стороны, только в одной Америке число клиентов SolarCity ежемесячно возрастает примерно на те же 12 тыс. По данным на 30 июня, общее число клиентов составило 262 495. SolarCity не изобретала солнечных панелей. Как и Ford Motor век назад, компания соединила и усовершенствовала уникальную комбинацию производственных функций и методов. Была создана эффективная сборочная линия, проведена вертикальная интеграция и масштабирование производства, внедрены инновационные методы финансирования. SolarCity постоянно ищет и находит новые пути расширения своего рынка. Давайте остановимся на этом подробнее. Несколько лет назад дороговизна солнечных панелей была сдерживающим фактором для их распространения. Стоимость массива начиналась с 30−50 тыс. долларов, а выгода от экономии растягивалась на многие десятилетия. Поэтому SolarCity разработала стратегию лизинга. Теперь покупатели могут установить солнечную панель у себя на крыше совершенно бесплатно и сразу начать получать выгоду от низкой стоимости электроэнергии. По данным GTM Research, на договоры лизинга пришлось 72% от всех монтированных в 2014 году солнечных батарей, при этом SolarCity совершила 34% установок. Таким образом, на сегодняшний день компания является лидером рынка. Возможность сэкономить на электроэнергии без первоначального крупного платежа весьма привлекательна. К сожалению, создание солнечных систем — крайне капиталоемкое дело. SolarCity столкнулась с той же проблемой, которая до этого стояла перед обычными покупателями — компании приходится изначально тратить весьма ощутимую сумму, а выручка (в виде налоговых льгот и платежей за лизинг и электричество) материализуется только через несколько месяцев или лет. В первое время подобная модель бизнеса убыточна (в 2014 году SolarCity потеряла 375 млн долларов). Чтобы расти дальше, компании пришлось найти новые методы финансирования. С крупнейшими банками Уолл-cтрит были заключены соглашения, по условиям которых договоры о лизинге превращались в облигации, доступные для частных инвесторов. В бизнесе по установке панелей на крыши домов тяжело добиться экономии за счет масштаба, поскольку каждый заказ индивидуален. SolarCity нашла способ оптимизировать затраты. Компания заключила ряд контрактов с Министерством обороны на установку солнечных панелей на крупные кластеры военных казарм: 6,5 тыс. домов на Гавайях и 6 тыс. домов в районе Сан-Диего. В Калифорнии — своем крупнейшем рынке — компания построила сеть из 40 складов, которые служат для эффективного распределения и снабжения небольших проектов. В прошлом году SolarCity поглотила Silevo — производителя солнечных панелей. Полным ходом идет строительство огромного завода в Буффало.

Великое в малом

Сегодня SolarCity использует свои мощности, опыт и возможности для выхода на новый рынок — рынок малых предприятий. Для компаний вроде Wal-Mart и Ikea (имеющих большие здания с обширными крышами) выгода от применения солнечной энергии очевидна. Установщики предпочитают работать именно с такими крупными заказчиками, поскольку создать один массив из 5 тыс. панелей гораздо выгоднее, чем построить 100 массивов по 50 панелей. В результате небольшие компании оказываются заведомо в проигрышном положении. Ранее на этой неделе Линдон Рив сказал, что обычно установщики не проявляют интереса к коммерческим системам мощностью менее 500 кВт. Недавно SolarCity объявила о начале поставок солнечных панелей небольшим компаниям в Калифорнии. Условия аналогичны тем, которые предлагаются частным домовладельцам: первоначальный платеж отсутствует, а стоимость электричества на 5−25% ниже обычной. Кроме того, дополнительно гарантируется, что в ближайшие 20 лет она не будет расти. Мощность небольших систем начинается от 30 кВт (100−125 панелей). По словам Рива, инфраструктура компании позволяет производить монтаж панелей самостоятельно. Благодаря богатому опыту удалось оптимизировать процесс установки панелей на крышу — теперь это быстро и дешево. Кроме того, SolarCity объединяет вместе различные финансовые инновации. В Калифорнии компании могут участвовать в так называемой «Программе альтернативной энергетики», в рамках которой собственникам зданий выдаются государственные кредиты на установку альтернативных источников энергии. Их возврат будет проводится при помощи специального сбора, похожего на имущественный налог. Вместо того чтобы захватить долю существующего рынка — к чему стремится Tesla, — SolarCity полагается на инновации, создавая совершенно новые рынки, как когда-то это делала корпорация Ford. Конечно, разница между SolarCity 2015 года и Ford Motor Co 1915 года велика. Продажи Ford модели Т не полагались на государственные субсидии, а SolarCity и другие установщики значительно выиграли от федеральных налоговых льгот на инвестиции в солнечную энергетику, которые должны завершится после 2016 года. Генри Форд имел крупную операционную прибыль, при этом инвестируя в расширение производства и увеличение численности рабочих. С SolarCity ситуация пока обстоит иначе. Выручка компании во II квартале выросла на 67%, однако операционный убыток составил 132 млн долларов. К счастью, активный рост компании пришелся на тот период, когда доступны государственные субсидии на создание альтернативных энергетических систем. В конце июля SolarCity объявила о планируемом выпуске облигаций на 124 млн долларов, подкрепленных соглашениями о лизинге.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: