В Беларуси электромобили пока большая редкость, однако в США на них настоящий бум. В основном на машины производства компании Tesla Motors. Люди ждут свою новую Tesla Model S неделями, даже несмотря на то, что ее цена стартует с 75 тысяч долларов. Побывать в Кремниевой долине и не увидеть место рождения самых популярных электромобилей в мире было бы непростительно. Жаль, что все пошло не так, как было изначально запланировано.

Особое отношение

За пару недель пребывания в США я понял, что к электромобилям здесь особое отношение. Судите сами: лучшие места на парковках возле крупных магазинов и торговых центров предназначены именно для них, на паркингах места для электромобилей всегда на первом этаже, а крупные IT-компании, кроме всего прочего, бесплатно заряжают личный электротранспорт своих сотрудников. В левой полосе (carpool) на фривеях и хайвеях можно ехать лишь в случае, если в машине находятся 2 и более человек. Но если вы на электромобиле, можете забыть об этом ограничении. На фоне дешевеющей нефти (вместе с которой дешевеет и топливо) некоторые эксперты прогнозируют падение спроса на электромобили, однако пока Tesla Motors беспокоиться нечего: ее автомобили по-прежнему популярны, а выход в 2017 году более дешевой (35 тысяч долларов) Model 3 должен лишь укрепить позиции компании Илона Маска. Tesla Motors была основана в 2003 году Илоном Маском и еще несколькими инвесторами. Маск вложил в предприятие самую большую сумму — 7,5 миллионов долларов. Эти деньги он ранее получил от продажи своей компании PayPal. Серийное производство первого автомобиля — Tesla Roadster — началось лишь в 2008 году. Машины стоили 100 тысяч долларов, их выпуск продолжался до 2011 года. Однако настоящим хитом, принесшим максимальную популярность компании, стала Tesla Model S, продающаяся с 2012 года. Комфортный электромобиль, способный проехать без подзарядки до 500 км и разгоняющийся до сотни за 2,8 сек (в максимальной конфигурации), не мог не стать популярным. При этом цена Tesla Model S в топовой комплектации превышает 120 тысяч долларов. Tesla Motors по праву считают не только автомобильной, но и IT-компанией. Их автомобили вполне можно назвать «умными» — они полностью контролируются электроникой и даже получают обновления программного обеспечения с завода «по воздуху». А последний апдейт прошивкиавтомобиля позволяет Tesla Model S двигаться по трассе не автопилоте. Поэтому неудивительно, что основное производство Tesla находится в Кремниевой долине — в городе Фремонт.

Футболка Tesla за 35 долларов

Первым местом моего знакомства с Tesla Motors стал шоу-рум компании в Сан-Хосе. Это относительно небольшое помещение, в котором стоят 2,5 машины — две обычные и одна модель, демонстрирующая базу автомобиля. Здесь можно узнать все подробности об автомобиле (в том числе при помощи специальных видеороликов), оформить заказ на машину, выбрав необходимую комплектацию, и, разумеется, посидеть внутри Tesla Model S. Кроме того, в шоу-руме продаются всевозможные сувениры с символикой Tesla. Отдать за них (как и за автомобиль) придется немало: к примеру, футболка Tesla стоит 35 долларов, а бейсболка — 25.

Неудачная попытка попасть на завод

Еще до поездки в Штаты я написал письмо в пресс-службу Tesla Motors, чтобы та помогла организовать экскурсию на завод во Фремонте, однако ответа так и не дождался. Уже будучи в Калифорнии, я зашел с другой стороны, попросив о небольшой экскурсии белоруса, работающего в этой компании. Но и эта попытка попасть в святая святых Tesla не увенчалась успехом. Руководитель нашего соотечественника связался с пресс-службой, но та запретила какое-либо присутствие посторонних людей. Дело в том, что на тот момент в Tesla Motors готовили анонс кроссовера Tesla Model Xи боялись, что хоть какая-нибудь деталь о новинке попадет в прессу до официального анонса. Поэтому мне пришлось встречаться с Сергеем на автостоянке возле завода. Но и это не всё: одним из требований моего собеседника стал отказ от фотографирования — мало ли его руководство читает TUT.BY.

Очень много Tesla

Первое впечатление от завода во Фремонте — очень много Tesla. До этого я неоднократно замечал на дорогах Кремниевой долины Tesla Model S, но такое скопление одинаковых автомобилей, каждый из которых стоит не менее 75 тысяч долларов, я увидел впервые. Тут и Tesla сотрудников, Tesla посетителей, Tesla, которые ждут, когда за ними приедут их покупатели, а также Tesla, которые привезли для сервисного обслуживания. Здесь же расположена и станция быстрой подзарядки. Свободных мест на ней не было. Завод огромен. На этой фотографии видна только его половина. А сразу за ним открывается вид на живописные холмы заповедника Mission Peak. Оцените масштаб завода сверху (спасибо, Google Maps). Центральный вход (с белым тентом) на фотографии выше я отметил стрелочкой. Кстати, огромные производственные площади не всегда принадлежали Tesla. Ранее этим заводом владела компания New United Motor Manufacturing (совместное предприятие Toyota и General Motors), но что-то пошло не так, и новым владельцем стала Tesla Motors. По словам Сергея, сейчас здесь собирается около 1000 машин в неделю. Завод очень активно растет, рассказывает мой собеседник. Только за последний год количество сотрудников, работающих на нем, выросло примерно вдвое.

Илон Маск сидит вместе со всеми

Офисная часть завода, в которой в том числе сидят программисты, представляет собой огромное помещение размером со стадион. Интересно, что главу компании Илона Маска совершенно не напрягает сидеть вместе со всеми. К нему запросто можно подойти и поздороваться.

— Правда, в последнее время Маска здесь не часто увидишь, он больше времени проводит в Хоторне (пригород Лос-Анджелеса), в офисе SpaceX, — рассказал Сергей (SpaceX — еще одна компания Маска, производитель ракет и космических кораблей — Прим. 42.TUT.BY.).

Пока мы разговариваем, мимо нас проносится черный микроавтобус.

— Это шаттл для перевозки сотрудников между корпусами, — объясняет мой собеседник. — Он постоянно курсирует по заводу, экономя время сотрудников. Несмотря на то что территория завода представляет собой единое целое, дорога из одного конца в другой может занять 20−30 минут. Или пару минут на этом черном автобусе. Кроме того, шаттлы курсируют между заводом и офисом в Пало-Альто (расстояние между ними около 30 км), а также развозят сотрудников по Фремонту после окончания рабочего дня, рассказал Сергей. Все это бесплатно. А еще по территории завода сотрудники ездят на велосипедах (распространенная в долине практика — читайте про штаб-квартиры Google,Apple и LinkedIn) Это, кстати, поощряется.

— Здесь есть специальные велосипедные чек-пойнты, если проезжаешь мимо, тебе начисляется 5 долларов. Немного, а приятно, — смеется Сергей. — А еще для велосипедистов предусмотрены душевые, чтобы освежиться после дороги из дома.

Я не удержался и спросил у соотечественника по поводу автомобиля. Может, сотрудники обязаны ездить исключительно на Tesla?

— Если ты работаешь в Tesla, совсем необязательно, что твой автомобиль должен быть этого производителя, — рассказал Сергей. — У меня не Tesla, 75 тысяч долларов — это все-таки дорого даже по меркам айтишников Кремниевой долины. Конечно, если ты большой поклонник этих автомобилей, то можно влезть в кредит или купить в лизинг, но стоит ли оно того? Вообще я не фанат машин, чтобы рассуждать, какая марка лучше и почему. Для меня это прежде всего средство передвижения.

Отпуск на 2−3 месяца

В Tesla Motors Сергея в первую очередь поразило то, что IT-подразделение практически полностью состоит из индийцев и мексиканцев. Людей других национальностей, вроде него, там работает лишь несколько человек.

— Особой загрузки здесь нет, как нет и жесткого контроля. Рабочий день начинается в 9 утра, однако в это время здесь мало кого увидишь — обычно все приходят позже, часам к 10. Но те, кто приходит позже, уходит тоже не в 6, а в 7 вечера. При этом количество проведенных в офисе часов никто не контролирует. А вообще вопросы по графику всегда решаются совместно с менеджером.

У меня жена ходит на курсы английского, и кому-то нужно в это время смотреть за двумя маленькими детьми. Я говорю менеджеру: так и так, 3 раза в неделю мне нужно в первой половине дня работать из дома, а он: «без проблем». Здесь главное, чтобы поставленные задачи выполнялись.

По словам Сергея, в Tesla Motors работает много мексиканцев, и они частенько ездят к себе домой — по 2−3 раза в год причем, как правило, сразу на месяц.

— Объясняется это очень просто — они изначально работали на Tesla, только удаленно. Потом стали периодически приезжать сюда, а в итоге это закончилось тем, что они здесь практически все время находятся, но 2−3 месяца в году работают удаленно. Я разговаривал с парочкой мексиканцев, и они относятся к этим поездкам, как к отпуску: стараются все рабочие вопросы решить до отъезда, а у себя дома они просто онлайн, на всякий случай.

Хотел попасть в Google, но не получилось

В Америке Сергей оказался, можно сказать, случайно.

— Это было в выходной день, мы гуляли с женой, тогда еще просто девушкой, и встретили друзей. Они шли фотографироваться на Green Card. Говорят, идем с нами, в этом году еще успеваете подать анкеты. Мы подумали: а почему бы и нет! В итоге я выиграл с первого раза и приехал сюда.

Первый год Сергей с женой провели во Флориде. Забавно, но находясь в США, наш соотечественник удаленно работал на одну из российских компаний.

— Я изначально хотел попасть в Кремниевую долину, поработать в Google. Но так вышло, что первый год был «курортным». А потом мы сложили все пожитки в наш минивэн и через всю Америку рванули сюда. Ехали не спеша 9 дней, классное путешествие получилось.

Мы ненадолго прерываем беседу — мимо нас проезжает автовоз, груженый Tesla Model S. Обратите внимание, как нависает над кабиной первая машина. В Европе такого не увидишь из-за «плоских» кабин наших грузовиков, но здесь это встречается повсеместно.

— Первые 5 месяцев в долине были «подготовительными». Я все узнавал, разведывал, как попасть в Google, однако так и не смог пройти собеседование.

В итоге здесь, в долине Сергей успел сменить две компании, прежде чем ему в LinkedIn написал рекрутер из Tesla. От этого предложения он не смог отказаться, даже притом что в зарплате не выиграл — просто захотелось поработать в компании Илона Маска.

По словам Сергея, далеко не факт, что он задержится в Tesla Motors надолго, но держат его здесь в том числе и хорошие отношения с менеджером:

— Скоро мы планируем рвануть в Беларусь, сразу на 5 недель. И я договорился, что две недели будут в счет отпуска, а еще три — как у мексиканцев: я буду на связи, но, по сути, это тоже отдых. Не уверен, что во многих компаниях мне бы удалось так сделать.

Если ты хороший специалист, то здесь тебя ценят

Сергею пора бежать на работу, а я задаю последний вопрос: какие отличия между работой у нас и в Кремниевой долине?

— Работу здесь найти проще простого. С каждым годом потребность в разработчиках в Кремниевой долине только растет, и если ты более-менее нормальный специалист, без хлеба тут точно не останешься.

Как мне кажется, люди здесь более спокойные и счастливые. Если ты хороший специалист, то здесь тебя ценят. Твое стремление самосовершенствоваться здесь хорошо оплачивается, в отличие от того, что, как правило, есть у нас. Если ты хочешь чего-то добиться, ты здесь этого добьешься. Причем это сделано не искусственно — так построена эта экономика. Здесь ты спокойно делаешь свою работу, а руководство не мешает тебе спокойно работать.

При этом люди здесь трудятся и не ленятся, так как понимают, что, если они будут выполнять свою работу хорошо, их не нагрузят дополнительно за те же деньги, а дадут возможность заработать больше. А если ты будешь работать плохо, то тебя просто уволят. Поэтому все стараются работать хорошо. Всё здесь как-то справедливее, что ли.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: